Для страны решение проблемы государственного долга будет выходом к стабилизации макроэкономической ситуации в стране. От которой, в свою очередь, зависит состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.
Исследование механизма долгового финансирования общественных финансов сохраняет свою актуальность не только из-за роста в последние года величины дефицита бюджетов РФ, но и потому, что бюджетная система как федерального, так и субфедерального уровня нуждается в совершенствовании механизма заимствований.
Государственный долг – сложная категория общественных финансов. Причины и экономические последствия государственного долга выражаются в его функциях. Для этого стоит опираться на функции механизма государственных заимствований. В первую очередь, реализуется функция аллокации свободных ресурсов денежного рынка, при этом названный механизм поддерживает сбалансированность бюджетов, своевременное и в полном объеме исполнение утвержденных на текущий финансовый год расходных бюджетных обязательств. Вместе с тем и рынок ценных бумаг, и банковская система нуждаются в присутствии такого класса заемщиков.
Также следует отметить, что важной функцией государственного долга в тех случаях, когда он существует в форме облигаций, относится предоставление Пенсионному Фонду России, негосударственным пенсионным фондам и другим институциональным заемщикам возможности размещения их резервов в «активы минимального риска» – специальные сберегательные облигации Минфина РФ. Тем самым оказывается поддержка Пенсионной системе страны.
Требования и ограничения по государственному долгу законодательно определены Бюджетным Кодексом РФ. Следует отметить, что БК РФ1 определил лишь общие нормы регулирования долговых отношений, которые конкретизируются дополнительными нормативно-правовыми актами в соответствии с современными реалиями экономики. В настоящее время новая редакция кодекса предусматривает изменение формирования проектов бюджетов, что на сегодняшний день выполняется с учетом положений новой редакции БК РФ2.
При исследовании особенностей государственного долга в России, нельзя не обратиться к вопросу о системе управления им. В процессе изучения органов управления государственным долгом выявлено, что типичным методом управления им является выплата задолженности за счет средств бюджета или золотовалютных резервов. Но возникает вопрос: не приведет ли последний вариант к уменьшению золотого запаса государства, что может отразиться не только на рейтинговых позициях государства в категориях «богач-бедняк», но и на уровне его политических амбиций? В связи с этим в мировой практике разработаны специальные методы управления государственным долгом, позволяющие государствам не затрагивать свои золотовалютные запасы. Управление государственным долгом выходит за рамки действия фискальной системы, поскольку механизм реализации методов управления касается инструментария денежно-кредитной системы. Следовательно, эффективное управление государственным долгом возможно только при взаимодействии фискальной и денежно-кредитной политик.
Проблемы и нерешенные вопросы, касающиеся управления государственным долгом остаются. Такими являются: отсутствие законодательно закрепленных таких понятий как «управление» и «обслуживание» государственным долгом, что препятствует точному определению полномочий органов государственной власти в данной сфере; нехватка правового регулирования механизма координации действий Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики; остается насущным вопросом взаимодействия органов финансового контроля, находящиеся вне регулирования действующим законодательством. Данные проблемы необходимо разрешить и закрепить решение на законодательном уровне.
Основной задачей управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием возникающего дефицита бюджета, т.е. нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Следовательно, необходимо первоначально проанализировать и оценить размер бюджетного дефицита, затем определиться с источниками его покрытия.
Итак, в связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита федерального бюджета РФ за счет государственных заимствований, а также ростом государственного долга Российской Федерации и курса доллара США к рублю в 2015 — 2017 годах расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации возрастают.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличились в 2015 году на 5,9% по сравнению с 2014 годом и составили около 354,4 млрд. рублей, в 2016 году— на 15,7% по сравнению с 2015 годом и составляют около 410,2 млрд. рублей, в 2017 году — на 12,5% по сравнению с 2016 годом и составят 461,3 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга РФ в 2015 году составил 105,3 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2016 году— 119,0 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2017 году — 133,0 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).
Более 98% указанных расходов составят процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, что в абсолютном выражении эквивалентно 103,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США) в 2015 году, 116,8 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) — в 2016 году и 130,9 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США)— в 2017 году.
Что касается долговой политики на 2015-2017 годы, то она осуществляется в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и снижению расходов на обслуживание государственного долга3.
Правительство работает над созданием предпосылок для дальнейшего развития рынка капитала, в частности над переходом к активным операциям по управлению государственным долгом для целенаправленного воздействия на объем и структуру долга, в том числе путем проведения операций обмена старых выпусков государственных ценных бумаг с нестандартной структурой и низкой ликвидностью на новые стандартные выпуски.
Существующая система управления позволяет решать текущие задачи в отношении долга, но эффективность при этом, как мощного инструмента управления, остается достаточно низкой.
Именно механизм управления очерчивает направление долговой политики государства, определяя стратегию и тактику достижения конечных поставленных целей. Государство, его органы посредством управления долгом оказывает влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции и многие другие экономические процессы.
Из вышесказанного напрашивается вывод о том, что именно грамотное урегулирование государственного долга выступает в роли фактора, который способствует созданию условий для проведения самостоятельной и внешней политики.
Безусловно, государственный долг оказывает сильное влияние на состояние всех сфер экономики. Но, как мы успели заметить и отмечали ранее, в последние годы государственный долг РФ только возрастает, что говорит о необходимости принятия незамедлительных решений Правительством в сфере управления государственным долгом. Так как все процессы в экономике так или иначе взаимосвязаны, следовательно, государство, осуществляя такое управление, при этом оказывает влияние не только на денежное обращение, но и на финансовый рынок, инвестиции, развитие производства и другие процессы в экономике.
В связи с этим, предполагается следующий вывод: дальнейшая необходимость усовершенствования системы управления государственным долгом, а также правовой основы в данной сфере приведет к образованию единой системы анализа рисков по вопросам управления долгом и финансового анализа долговых операций.
Литература / использованные источники:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: от 30 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2015г и на плановый период 2015 -2017 годов. (Минфин РФ, авг. 2014), [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/public_debt/policy/ (дата обращения: 21.01.2017)
3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации URL:http//www.minfin.ru/ common/upload/library /2014/07/main/ONBP_2015-2017.pdf (дата обращения: 21.01.2017)
4. Балахничева М.М., Саврадым В.М. Концептуальные основы структурирования фискальной системы государства // Современные научные исследования и инновации. -2015. -№ 4.- С. 68–74.
5. Саврадым В.М. Современные постулаты о государственном долге обрушают экономику: теория и факты// Финансы и учёт.-2016.-С.73-83.
1Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: от 30 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2015г и на плановый период 2015 -2017 годов. (Минфин РФ, авг. 2014), [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/public_debt/policy/ (дата обращения: 21.01.2017)
3 Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации URL:http// www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017.pdf (дата обращения: 21.01.2017)