Молодёжь — это особая социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума [6].
Ю. А. Зубок утверждает, что молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь является наиболее энергичной, образованной, физически и профессионально подготовленной, мобильной, быстро воспринимаемой достижения научно-технического прогресса, более адаптированной к изменившимся социально-экономическим условиям, требованиям рыночной экономики [2].
Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению особо важных, по мнению молодежи, сторон жизни, налаживание обратной связи. В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи. Следовательно, необходимо эффективное содействие динамичному развитию молодежного рынка труда.[1]
Допустимо утверждать, что недостаточное представительство молодежи в управленческих структурах выступает в качестве фактора, препятствующего модернизационному и по сути своей демократическому процессу в России. Но с другой стороны, можно отметить, что в последние годы Российская Федерация пытается всеми способами поддерживать молодежь в различных сферах: образование, трудоустройство, волонтерство и т.д.[3]
Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.
Безработица — это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.[4]
Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.[5]
Таким образом, содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи.
Содействие профессиональной подготовке молодежи.
Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам.
Квотирование мест для молодежи.
Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника.
Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам.
Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий.
Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости.
Создание средств массовой информации для молодежи. Это позволит непосредственно стимулировать молодежные проекты и позитивно окрасит информационное пространство.
Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития.
В заключении можно сказать (резюмируя выше изложенное можно отметить) , что сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.
На основе теоретического анализа литературы можно предложить следующие меры по борьбе с молодежной безработицей:
Проведение систематической работы в области профессиональной направленности и ориентации молодежи;
Разработка различных программ социальной адаптации для молодых специалистов;
Информирование молодежи о положении на рынке труда, о востребованных профессиях (ТВ, социальные сети);
Проведение семинаров по профессиональной ориентации для школьников из неблагополучных семей при посещении школ, детских домов, интернатов, воспитательной колонии и др.
Усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда.
Использованная литература
Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики, 2008.
Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного. – СПб.,1998.
Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.,1999.
Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи// Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления . – М. 2006.
Скворцов Э.Г. Духовный и нравственный потенциал социальной политики // Социальное развитие молодежи: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005.
Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи. - М., 2011;