Современная наука налоги рассматривает, как обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики[2, с. 58]:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
О необходимости поступлений в казну задумались еще в Древнерусском государстве в IX веке. В те времена повсеместно взималась дань. После становления Киевского государства она была преобразована в подымную подать, которая подлежала уплате со всех домашних труб и печей «с дымом». Период Золотой Орды стал обременительным для простого населения в том, что касалось сборов податей. Разоренное государство нуждалось в пополнении казны. Кроме того, следовало было регулярно платить дань монгольским ханам. Следует отметить, что в то время повсеместно была распространена система в виде натуральных сборов и прямых взносов послам от монгольских ханов.
Экономическая система России была подвергнута глобальным переменам в период правления императора Петра I. Он ввел множество налогов и сборов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бороды. Этот период примечателен еще и тем, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумывали новые налоги и сборы.
Следующим важным этапом в становлении налоговой системы России является период после отмены крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попадали земельные угодья и доходы от недвижимого имущества. Введены винные и табачные акцизы, таможенные сборы.
Советскую Россию ждали большие перемены после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году. Она практически вернула в действие ту систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 года. Обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год была полностью упразднена акцизная система. Предприятия начали уплачивать налоги с прибыли и оборота.
Великая Отечественная война стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 год большая часть средств государства направлялась на содержание армии и создание средств обороны, оружия. Во время ВОВ и после ее окончания вводились весьма любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения. Эти налоги и сборы были призваны повысить рождаемость и увеличить работоспособное в будущем население. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал вплоть до 1990 года.
Более привычная нам налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Сформированная в современной экономике налоговая система, способствует развитию государства и повышению качества жизни населения. Под налоговой системой понимается совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоговую систему России можно определить, как важнейший элемент рыночных отношений и от которой во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Всего в нашей стране насчитывается 15 налогов и сборов: 10 федеральных, 3 региональных и 3 местных (рисунок 1), средства от которых поступают в соответствующие уровни бюджетов.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
закрепленные;
регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Структура налоговой системы РФ
Федеральные
(ст. 13 НК РФ)
Региональные
(ст. 14 НК РФ)
Местные
(ст. 14 НК РФ)
- НДФЛ; - ЕСН; - налог на прибыль; - НДС; - акцизы; - водный налог; - дарение; - налог на добычу полезных ископаемых; - сбор за использование объектов животного мира и водных объектов; - госпошлина. |
- транспортный; - налог на игорный бизнес; - налог на имущество организаций. |
- земельный; - налог на имущество физических лиц. |
Рис.1. Структура налоговой системы Российской Федерации
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством. [3]
В зависимости от порядка взимания, налоги можно разделить на 2 основные категории, представленные на рисунке 2.
Прямые-налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика.
Косвенные- налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ.
Налоги
Рис. 2. Категории налогов
В структуру налоговой системыРоссии включены:
все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
субъекты обложения налогами и сборами;
нормативно-правовая основа;
государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные и местные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации и органам местного самоуправления наделены правом вводить и/или отменять региональные и местные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения представлена в таблице.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения |
Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами |
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами |
|
Смешанные налоги |
|
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
Систему налоговых органов в Российской Федерации формируют государственные учреждения, основной функцией которых является фискальный учет, которые отражены на рисунке 3. [4]
Система налоговых органов РФ
Министерство финансов РФ
|
- определяет главные направления налоговой политики нашего государства; - вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом ; |
Федеральная налоговая служба РФ
|
- ведет учет плательщиков налогов и сборов; - осуществляет контроль за выполнением требований налогового законодательства; - осуществляет надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности |
Рис. 3. Систему налоговых органов в Российской Федерации
Налоговые поступления оказывают основополагающую роль в социально-экономическом развитии региона. Нами проведен анализ уровня собираемости налогов в Камчатском крае за период 2009 - 2016 гг.
Динамика собираемости налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога на доходы физических лиц, в период 2009-2013 гг. представлена на рисунке 4.
Источник: составлено по данным [5]
Рис. 4. Динамика собираемости налогов в Камчатском крае (млн.руб.)
На основе проведенного анализа выявлено, что налог на доходы физических лиц увеличивались с 2009 по 2013 год. Так в 2013 г. объем НДФЛ по отношению к 2009 г. увеличился на 155,2%. В 2014 произашел резкий спад, который продлился до 2015. В 2016 году уровень собираемости налогов прогнозируется в объеме 10206,0 млн.рублей.
Упрощенная система налогообложения применяется к субъктам малого и среднего предпринимательства, которым государством оказывются различные меры поддержки. Одной из таких мер является субсидирование малого предпринимательства, которое по данным органов власти Камчатского края в анализируемом периоде значительно сократилось из федерального бюджета (рисунок 5).
Источник: составлено по данным [5]
Рис. 5. Динамика субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, млн.руб.
Снижение поддержки из федерального центра привело к замедлению темпов развития региона, снижению предпринимательской активности и сокращению численности занятых на предприятих субъектов малого и среднего предпринимательства. Но не смотря на это органы власти, уделяют большое внимание налогам, как инструменту перераспределения доходов, оказывая финансовую поддержку сеторам экономики, испытывающим потребность в финансировании, что в свою очередь отражается на стабильности экономики в регионе.
Список источников:
1.О современной системе налогообложения [Электронный ресурс] : режим доступа : http://www.bestreferat.ru/referat-236551.html (дата обращения 21.12.2016г.)
2.Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 287 с.
3. Классификация налогов [Электронный ресурс] : режим доступа : http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page13.html (дата обращения 18ю12.2016г.)
4. О налоговой системе в Российской Федерации Федерации [Электронный ресурс] : режим доступа : http://nalognalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_rf_ponyatie_ elementy_i_struktura/ (дата обращения 21.12.2016г.)
5. Об анализе исполнения бюджета Камчатского края [Электронный ресурс] : режим доступа : http://www.kamgov.ru/minfin (дата обращения 21.12.2016г.)
List of sources:
1. About the current tax system [electronic resource]: Access: http://www.bestreferat.ru/referat-236551.html (reference date 21.12.2016g.)
2.Nalogovaya Policy in Russia: problems and prospects / edited. IV Gorsky. - Moscow: Finances and Statistics, 2003. - 287 p.
3. The tax classification [electronic resource]: Access: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page13.html (date 18yu12.2016g treatment.)
4. On the tax system in the Russian Federation [the Electronic resource]: Access: http://nalognalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_rf_ponyatie_elementy_i_struktura / (reference date 21.12.2016g.)
5. An analysis of the budget execution of the Kamchatka Territory [electronic resource]: Access: http://www.kamgov.ru/minfin (reference date 21.12.2016g.)