МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Глушкова Е.С. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Институт педагогики, Начальное образование
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье мы рассматриваем особенности обучения работе с тканью младшего школьника в соответствии с ФГОС НОО, поэтапно раскрываем методику данного направления работы на примере конкретного изделия. Данная статья будет интересна учителям начальных классов, классным руководителям, родителям.

Принято считать XXI век веком высоких технологий. На современном этапе технологическим знаниям, технологической культуре принадлежит немаловажное значение. Возникает необходимость введения человека в технологический мир в детстве, в особенности в начальной школе. [3]Согласно ФГОС этот предмет в начальной школе, в условиях соответствующего его содержательного и методического наполнения, может выступить как опорный при формировании системы учебных универсальных действий.[5]

Включенные в него элементы учебной деятельности, состоящие из планирования, ориентировки в задании, оценке и преобразовании продукта, умений распознания и создания задач, возникающих в контексте той или иной практической ситуации, предложения практических методов решения, достижения результата и т. п. предстают в наглядной форме, являясь максимально понятными для детского восприятия. Благодаря технологической подготовке школьника у него появляется возможность грамотного выстраивания собственной деятельности в процессе изготовления на уроках технологии определенных изделий. Возникает необходимость в знании последовательности процесса работы, четком выполнении алгоритмов, строгом следовании правилам при успешном выполнении заданий, выдвигаемых всеми школьными предметами.[2]

Со своей стороны ФГОС НОО придается немаловажное значение непосредственно содержанию всех практических работ, чем предусматривается: [5]

- ознакомление детей с технологическими рабочими операциями, процессом их выполнения в процессе изготовления того либо иного изделия, подбором инструментов и материалов;

- овладение характерными технологическим операциям (методам работы) сборки, раскроя, разметки, отделки инвариантными составляющими;

- ознакомление с присущими материалам, машинам и инструментам свойствами, способствующими сырьевой обработке и созданию предметного мира.

Следует рассматривать практическую деятельность, осуществляемую на уроках технологии в качестве средства общего детского развития, становления присущих им значимых с социальной точки зрения личностных качеств, формирования системы универсальных и технологических специальных учебных действий.[1]

Немаловажным и увлекательным для ребенка является декоративное видение красоты предметов - прикладного искусства, попытки их изготовления собственными руками. Как писал В.А. Сухомлинский, «по природе ребенок является пытливым исследователем, открывателем мира. Поэтому пускай перед ним откроется прекрасный мир в ярких красках, трепетных звуках, в игре и сказке, своем творчестве, проявлении стремления делать людям добро. Верная дорога к сердцу каждого ребенка – через сказку, игру, фантазию, неповторимое творчество ребёнка».

Накладное шитьё выступает в качестве одного из наиболее древних методов отделки ткани. Неизменностью характеризуется существующий на протяжении веков принцип выполнения таких работ. Сущность техники выполнения аппликационных работ заключается в создании рисунка либо узора с помощью цветовых больших пятен определенного материала. Предусматривается возможность выполнения аппликации с разных типов ткани, с которой можно сделать разные сувениры, украсить одежду детей, подарки, панно. Данный вид работы является доступным учащимся различных возрастных групп, при этом существует непосредственная зависимость степени сложности от их подготовки. Зачастую осуществляется крепление тканевых элементов к основе, и вместе с тем на сегодняшний день клей предоставляет возможность выполнения аппликации методом приклеивания. В процессе работы с младшими школьниками необходимо применять и тот и другой метод.

Мы хотим предложить методику, которую можно было бы использовать для организации работы с тканью на уроке технологии в 3 – 4 классе. Учащиеся будут выполнять панно-аппликацию из кусочков ткани, отличающиеся фактурой и цветом «Волшебное дерево». Занятие увлекательное, но немного необычное, так как в данной технике школьники работали ранее, но использовали для этого бумагу, картон или сухие листья. В этот раз им предстоит освоить новые способы работы и выполнить данное изделие.[4]

В качестве основы берётся плотный материал, на которую клеится аппликация. Мы взяли раму и обтянули ее холщовой тканью, получилось наподобие картины, на которой нам предстояло творить. Заранее приготовили трафареты из хлопчатобумажной ткани, которые представляют собой изображение руки с раздвинутыми пальцами. Также нам для работы понадобятся: кусочки ткани (различные по цвету и структуре соответственно), ножницы, клей, шаблоны листиков из картона разного размера, карандаши.

Методика изготовления панно-аппликации «Волшебное дерево»:

1. Формулирование темы и цели урока. «Ребята, мы сегодня с вами будем делать панно-аппликацию». На данном этапе осуществляется формирование регулятивных УУД – дети воспринимают учебную задачу и определяют план выполнения заданий на данном уроке.

2. Педагогический показ материала. «Ребята, перед каждым из вас лежит два небольших квадрата ткани – фетра и хлопок. Потрогайте каждый кусочек, скрутите, попробуйте растянуть. Отличаются ли эти ткани по фактуре, по цвету?». На данном этапе осуществляется формирование познавательных и личностных УУД. Дети высказывают свои предположения, выстраивают ассоциации, тем самым развивают свое воображение.

3. Показ заготовок учителя. «Дети, сейчас я расскажу вам, как нужно делать панно-аппликацию, а вы, пожалуйста, внимательно слушайте и запоминайте. Посмотрите на «руку» - она будет стволом нашего волшебного дерева. Потрогайте ее. Расскажите мне, какая она? Нам нужно сейчас приклеить эту руку на полотно, ровно посередине». На данном этапе происходит формирование регулятивных УУД – дети принимают учебную задачу и планируют свое действие в соответствии с поставленной учителем задачей. Выбрав окончательное месторасположение ствола волшебного дерева, начинается закрепление данной детали. На «руку» детьми наносятся капли клея, деталь приклеивается на место.

4. Педагогический показ. «Посмотрите, пожалуйста, на свои кусочки ткани еще раз. Из них мы будем делать листики для нашего дерева. Оно не должно замерзнуть, листиков должно быть много. Подумайте вместе, каким будет именно ваше дерево». На данном этапе осуществляется формирование познавательных, личностных и коммуникативных УУД. Дети высказывают свои предположения, выстраивают ассоциации, развивают свое воображение, понимают важность коллективной работы, договариваются с партнером и приходят к общему результату

«В соответствии с вашим выбором решите, какого цвета будет листиков больше. Нужно сейчас будет вырезать листики. Перед тем, как вырезать, необходимо вспомнить правила безопасности при работе с ножницами, да, ребята?». Ребята вначале вырезают из куска ткани по шаблону листики (выкройка сделана на листе картона нами заранее), указываем на то, что листики должны быть разные по размеру. На данном этапе осуществляется формирование регулятивных УУД – дети воспринимают учебную задачу и планируют свое действие в соответствии с задачей.

5. Постановка творческой задачи. «Итак, ваша задача – сделать красивое панно. Какой должна быть ваша работа? (Эстетически красивой, аккуратной, детали должны быть пропорционально расположены на листе, учтены индивидуальные особенности, цвета должны гармонировать). Хорошо. Приступайте к работе, не забудьте один листик оставить у основания дерева – на дворе осень, и дерево уже начинает терять листочки. Ребята, особенно внимательно рассматривайте лепестки, обращая внимание на их форму, окраску, изгибы, расположение относительно других лепестков!». На данном этапе дети принимают и сохраняют творческую задачу, рассуждают, высказываются – формируются познавательные и регулятивные УУД.

6. Самостоятельная творческая работа.

В ходе занятия мы проводим целевые обходы:

- Контролируем организацию рабочего места;

- Контролируем выполнение правил техники безопасности;

- Оказываем помощь детям, испытывающим затруднение.

Формируются коммуникативные УУД – дети учатся договариваться друг с другом, допускать существование различных точек зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Так же ученикам по желанию предлагается выполнить другой вид работы, например: «Карман - лакомник», представляет собой одеялко из лоскутков. В ходе этой работы у учащихся формируются познавательные УУД - знакомство с техникой лоскутного шитья, историей этого искусства в России. Коммуникативные УУД - умение сотрудничать и вступать в диалог с учителем. Регулятивные УУД - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Личностные результаты - формирование положительного отношения к школе на основе успешности в обучении.

7. Выставка готовых работ. «Итак, можно посмотреть на ваши работы». Мы берём совместную работу и выкладываем ее возле доски. «Как вы думаете, вы справились с поставленной перед вами задачей? Вам нравятся ваша работа? Нам очень понравилась ваша работа. Молодцы! Ребята, таким способом можно выполнить довольно оригинальное панно, которое может стать настоящим произведением искусства, можно создать панно любых размеров и сюжетов, наклеивая детали на основу, которой может являться стена или любая другая поверхность». На данном этапе формируются регулятивные и личностные результаты – дети контролируют полученный результат и развивают творческое воображение.

8. Рефлексия. Дети осуществляют итоговый контроль, проводят рефлексию – формирование регулятивных УУД.

В данной методике изготовления панно-аппликации «Волшебное дерево» достигаются следующие предметные результаты: дети знакомятся с термином «ситец», с приемом «наклеивание по контуру кусочков ткани различных фактур», осуществляют совместную работу над проектом, с помощью учителя анализируют, планируют предстоящую практическую работу, проводят контроль качества результатов собственной практической деятельности.

В заключение хочется сказать, что первоочередной задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Методика, описанная в данной статье, обеспечивает данную компетенцию в полной мере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сандалова Н. Н., Кожаева А. А., формирование УУД на уроках «Технологии» в начальной школе[Текст ] / Уфа, 2016 г.

2.Савельева, Е. А. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология») [Текст ] / Е. А. Савельева, Е. В. Гурова, А. Г. Юнусова, Л.К. Фаткуллина, Н.С. Нестерова, Л. А. Савельева // Мир науки. – 2016. –Т.4. № 3. С.8-16.

3. Оценка достижений младшими школьниками планируемых результатов обучения. Методические рекомендации. [Текст ] /под общей рекомендацией Голубевой Л. М. - Красноярск. 2011. - с. 37.

4. Система. Урок. Анализ. Ю. А. Конаржевский[Текст ] . - 2-е изд. - Псков. ПОИПКРО, 2012. - 400 с.

5. ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.

© Глушкова Е.С., Сандалова Н.Н., 2016

Просмотров работы: 1536