Проблема развития связной речи дошкольников в настоящее время приобретает особую актуальность. На сегодняшний день в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми с учетом новой социальной ситуации развития современного ребенка.
Анализ литературы показал, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольника и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного монологического высказывания. Связные высказывания детей были короткие, отличались непоследовательностью изложения, состояли из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. В процессе эксперимента мы пришли к выводу, что процесс обучения необходимо сделать интересным, занимательным и, в тоже время, развивающим.
Мы считаем, что в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста наряду с общепринятыми, традиционным методами и приемами вполне обосновано использование инновационных, творческих, оригинальных методик и технологий, эффективность которых очевидна.
Для организации формирующего этапа экспериментального исследования мы взяли метод наглядного моделирования. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. Моделирование помогает детям зрительно представлять абстрактные понятия, такие как звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Мы предположили, что метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: описательный рассказ, творческий рассказ, составление рассказов по картине и серии картин, пересказ. Наглядная модель может выступать в роли плана. План, выраженный в виде наглядной модели, позволит ребенку составить связное и последовательное монологическое высказывание.
Таким образом, анализ литературных источников по проблеме исследования и состояния решения вопроса в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показал, что метод наглядного моделирования представляет собой современный творческий метод развития разнообразных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и речевых.