ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Грудинина Л.А. 1, Мишанина В.И. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В развитии ребенка дошкольного возраста одно из ведущих мест отводится связной речи. Развитие связной речи рассматривается как одна из центральных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Это обстоятельство обусловлено её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Владение навыками связной речи позволяют ребенку-дошкольнику осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Речь, по своей природе, социальна с момента её возникновения и, по мнению ряда исследователей, зависит от конкретной социальной ситуации развития. На сегодняшний день статистика такова, что наблюдается снижение уровня развития речи у детей дошкольного возраста, по сравнению с нормой, а также культуры речевого общения.

Проблема развития связной речи дошкольников в настоящее время приобретает особую актуальность. На сегодняшний день в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми с учетом новой социальной ситуации развития современного ребенка.

Анализ литературы показал, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольника и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного монологического высказывания. Связные высказывания детей были короткие, отличались непоследовательностью изложения, состояли из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. В процессе эксперимента мы пришли к выводу, что процесс обучения необходимо сделать интересным, занимательным и, в тоже время, развивающим.

Мы считаем, что в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста наряду с общепринятыми, традиционным методами и приемами вполне обосновано использование инновационных, творческих, оригинальных методик и технологий, эффективность которых очевидна.

Для организации формирующего этапа экспериментального исследования мы взяли метод наглядного моделирования. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. Моделирование помогает детям зрительно представлять абстрактные понятия, такие как звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Мы предположили, что метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: описательный рассказ, творческий рассказ, составление рассказов по картине и серии картин, пересказ. Наглядная модель может выступать в роли плана. План, выраженный в виде наглядной модели, позволит ребенку составить связное и последовательное монологическое высказывание.

Таким образом, анализ литературных источников по проблеме исследования и состояния решения вопроса в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показал, что метод наглядного моделирования представляет собой современный творческий метод развития разнообразных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и речевых.

Просмотров работы: 369