КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ В РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ В РФ

Логинова К.Г. 1, Абхалимов В.И. 1
1БГПУ им. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жилищную проблему в России можно назвать одной из самых сложных и острых проблем, которая стоит перед обществом и государством. Она является актуальной потому что жилище, так же как пища, одежда и вода представляет собой главное материальное условие, которое необходимо для жизни человека.

Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 40, что каждый человек имеет право на жилище, и он не может быть произвольно его лишен.

Давайте дадим понятия термину «жилище». Жилище – это особое сооружение или помещение, которое специально предназначено для проживания людей, то есть это жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью, а также иные объекты жилого дома.

Жилищный Кодекс РФ дает следующие определения таким понятиям как жилой дом, квартира и комната:

  • Жилой дом – это индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, которые предназначены для того, чтобы граждане удовлетворяли свои бытовые и иные нужды, которые связаны с их проживанием в данном здании;

  • Квартира – это структурное обособленное помещение в многоквартирном доме, которое обеспечивает возможность прямо доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоит из 1 или нескольких комнат и помещений вспомогательного использования, которые предназначены для того, чтобы граждане удовлетворяли свои бытовые и иные нужды, которые связаны с их проживанием в обособленном помещении;

  • Комната – это часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Право на жилище возникло в конституциях не так давно. В нашей стране его впервые установила Конституция СССР 1977 года, а уже затем оно перешло в нашу нынешнюю Конституцию и другие законы, такие как Жилищный Кодекс РФ.

Право на жилище каждый гражданин нашей страны реализует самостоятельно и с помощью таких способов, которые не запрещены законом. Это можно расшифровать как то, что государство больше не должно заниматься обеспечением всех своих граждан жильем. Люди самостоятельно и за свой счет или привлекая государственные субсидии могут покупать, менять, арендовать, строить жилье любого качества и в том количестве, в котором захотят. Органы государственной власти и местного самоуправления только поощряют жилищное строительство, занимаются созданием условий для того, чтобы осуществить право на жилище. Однако для некоторых категорий граждан существует исключение из этого правило. По статье 40 Конституции РФ к таким гражданам относятся: малоимущие и другие, указанные в законе граждане, которые нуждаются в жилье. Данным людям жилище может предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с законом. 1

Рассмотрим категории граждан, которые могут получать социальное жилье вне очереди:

  • Дети-сироты;

  • Дети под опекой;

  • Дети из детдома;

  • Дети без попечения родителей;

  • Граждане, чье жилье непригодно для проживания из-за аварии или стихийного бедствия;

  • Граждане пожилого возраста, а также инвалиды, которые находятся в учреждении социального обслуживания и в свое время освободившие свое жилье;

  • Дети-инвалиды без попечения, которые находятся в учреждениях социального обслуживания;

  • Граждане, утратившие право собственности из-за незаконного осуждения, но только если ранее занимаемое жилье вернуть им уже невозможно;

  • Определенные категории государственных служащих;

  • Граждане, которые имеют лучевую болезнь или другие заболевания, приобретенные из-за радиационного воздействия;

  • Граждане, которые имеют инвалидность из-за чернобыльской катастрофы, и те, кто проводил работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Сюда же относятся граждане, которые заняты на разных видах работы в зоне отчуждения.

Следующие группы лиц имеют льготы на получение жилья в первую очередь:

  1. Инвалиды и участники войн, а также семьи погибших воинов;

  2. Граждане, награжденные орденами СССР;

  3. Военнослужащие, которые получили инвалидность из-за занимаемой должности, а также семьи тех лиц, которые погибли, выполняя свои государственные обязанности;

  4. Реабилитированные граждане, а также члены их семьи;

  5. Ветераны труда определенных категорий, сюда относятся ветераны военной и государственной службы;

Данный перечень не является полным, потому как законодательство дает льготы на получение жилья и иным видам граждан. Например, к ним относятся работники прокуратуры, таможенных органов, сотрудников полиции и служащих по контракту.

Существует специальный Федеральный Закон, который закрепляет гарантии на жилое помещение детей-сирот и детей, которые остались без попечении родителей. Это Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ. Статья 8 данного закона гарантирует данным категориям лиц однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в данном случае после достижения 18 лет, а также если они приобрели полную дееспособность до совершеннолетия. 2

Также было принято Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", главными задачами которой являются:

  • Строительство жилья экономкласса;

  • Обеспечение жилье тех категорий граждан, которые установлены в законе;

  • Предоставление социальной поддержки для приобретения жилья гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, первоочередно – молодым семья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции создают предпосылки и обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище:

  1. Оказывают содействие для развития рынка недвижимости в жилищной сфере и помогают создавать нужные условия для того, чтобы удовлетворить потребности граждан на жилище;

  2. Используют бюджетные средства и другие источники денежных средств, которые не запрещены законом, в том числе предоставляют субсидии для приобретения или строительства жилых помещения;

  3. Предоставляют гражданам в установленном порядке жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

  4. Занимаются стимуляцией жилищного строительства;

  5. Гарантируют защиту прав и законных интересов граждан, которые приобретают жилые помещения и пользуются ими на законных основаниях;

  6. Контролируют исполнение жилищного законодательства, использование и сохранность жилищного фонда, и то, как жилые помещения соответствуют установленных санитарным и техническим нормам и правилам, или законодательству в целом;

  7. Контролируют требования, которые установлены законодательством, при выполнении жилищного строительства.

Как мы видим, государство старается помочь и обеспечить всех граждан жильем, то есть оно реально гарантирует право на жилище и воплощает его в жизнь с помощью специальных федеральных и социальных программ.

Право на жилище можно свести к следующим основным гарантиям прав: право на неприкосновенность жилища и право на свободу передвижения.

Право на неприкосновенность жилища гарантирует статья 25 Конституции РФ. Она закрепляет, что жилище неприкосновенно и никто не имеет права против воли тех, кто там проживает, проникнуть в него, если только в случаях, которые установлены в законе или на основании судебного решения.

Право на свободу передвижения закрепляет статья 27 Конституции РФ, где говорится, что каждый, кто законно находится на территории России, может свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства. То есть, гражданин самостоятельно и по собственной воле выбирает себе, какое из занимаемых им по закону жилых помещений будет обозначено как его «место жительства». Данное право принадлежит каждому человеку с рождения и является неотчуждаемым.

Одной из проблем, которая касается конституционных прав граждан на жилище, является проблема неудовлетворительного содержания муниципального жилищного фонда. Например, гражданин И. проживает в городе Иваново и с 2006 года пытается добиться тепла в своей квартире. Основная причина холода - неравномерный нагрев отопительных приборов, так как в течение длительного времени радиаторы не промывались слесарями. Кто в городе только не занимался этими батареями. Письма гражданин И. писал и в адрес Правительства и в адрес районной администрации. Должностные лица органов местного самоуправления ответили так: «В квартире гражданина И. радиаторы отопления функционируют неравномерно (холодные на 1/3 снизу) вследствие того, что с 1985 года не проводилась ревизия системы отопления. МУП в 2006 году не имело возможности произвести промывку и ремонт системы отопления в квартире квартиросъемщика». Вот и вся деятельность местного самоуправления по организации содержания муниципального жилищного фонда.

Такая проблема может возникнуть у кого угодно и когда угодно. И что же предпринимает для решения данной проблемы наше государством и органы власти? Они повышают цены на жилищно-коммунальные тарифы, не исправляя проблемы, а тем самым настраивая своих граждан против себя. В первую очередь, нужно обновить состав сотрудников в данной сфере, которые будут обладать всеми необходимыми навыками для осуществления соответствующей работы и смогут ее исправить.

Таким образом, можно прийти к выводу, что государство действительно гарантирует своим гражданам конституционное право на жилище, и закрепляет различные программы для помощи людям, но некоторые проблемы также связанные с жильем оно пытается не замечать, что негативно видится в глазах людей.

Список использованной литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ;

  3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

  4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы";

  5. Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебник. // М.: ТК Велби, Изд-во “Проспект”. - 2012. - 176 с. - С. 30.

1 Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебник. // М.: ТК Велби, Изд-во “Проспект”. - 2012. - 176 с. - С. 30.

2 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Просмотров работы: 631