Представленным требованиям в полном объеме соответствует проектная деятельность учащихся, исходя из потребности в формировании у школьников универсальности знаний.
Проектная деятельность в начальной школе – это совместная деятельность учащихся, учителя и родителей, основным направление которой является поиск решения поставленной проблемы (проблемной ситуации). В процессе выполнения проектов у учащихся развиваются: познавательный интерес, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве[2].
Существует достаточно большое количество видов проектной деятельности, отличающихся по определенным критериям. Рассмотрим проект внеклассного чтения, предусматривающий самостоятельное знакомство учащихся с творчеством различных писателей.
Тема нашего проекта «Жизнь и творчество Виталия Валентиновича Бианки», целью которого является самостоятельное знакомство с биографией и произведениями предложенного писателя.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи для проведения проектной деятельности:
1. Обучающая: дети учатся самостоятельно принимать решения, работать в группах и ставить перед собой задачи.
2. Познавательная: учащиеся знакомятся с советским писателем, автором многих произведений для детей В. В. Бианки.
3. Воспитывающая: воспитание любви к природе, чтению, интерес к творчеству В. В. Бианки.
4. Развивающая: развитие речи младших школьников, способности к применению мыслительных операций, развитие умений грамотно читать литературное произведение (учить понимать произведение, определять главную мысль), а также развитие памяти младших школьников (ответы на вопросы по произведению)[3].
Методическая разработка предложенного нами проекта рассчитана на второй класс общей образовательной школы. Для подготовки данного проекта учащимся дается одна неделя.
Работа проводится в 5 этапов:
1.Мотивирующий – учителю необходимо заинтересовать учащихся в выполнении проектной деятельности.
2.Планирующий – определение учителем темы, цели и задач проектной работы.
3.Информационно-операционный – школьники объединяются в 4 группы, получают задания от учителя, происходит реализация проекта.
4.Оценочный – учащиеся представляют свои работы, проводится оценка результатов.
5.Рефлексивный – анализ проделанной работы[1].
Всем учащимся дается список произведений и мультфильмов, с которыми следует ознакомиться:
– Высокая горка.
– Мышонок Пик.
– Муравьившка-хвастунишка.
– Оранжевое горлышко.
Предварительно были подготовлены карточки с заданиями для групп, которые учащиеся получают рандомно (случайно):
Подготовить краткую информацию о жизни писателя, назвать наиболее известные произведения В. В. Бианки.
Написать отзыв о мультфильме снятом по рассказам В. В. Бианки.(от группы 4 отзыва)
Нарисовать иллюстрации к самым известным рассказам (не менее 5).
Подготовить викторину «Угадай, откуда», с использованием отрывков из произведений, мультфильмов.
Реализация проекта.
Перед распределением заданий учащимся сообщается тема проекта. Так же следует рассказать несколько наиболее интересных и ярких событий из жизни писателя, для того чтобы заинтересовать детей. После того как задания получены, учащиеся начинают подготовку к выступлениям в группах.
Первая группа выступила с информацией по биографии Виталия Валентиновича Бианки и его творчестве. В качестве примеров его работ были названы рассказы: «Мышонок Пик», «Как муравьишка домой спешил», «Хитрый Лис и умная Уточка», «Хвосты».
Вторая группа занималась написанием отзывов по предложенному плану:
Название.
Главные герои.
Что понравилось.
Чему учит произведение.
Отзывы учащиеся оформили в виде книжки-малышки.
Третья группа выступала в роли художников, школьники подготовили выставку рисунков и предложили одноклассникам определить, к какому произведению относится тот или иной рисунок. Это задание позволяет развивать фантазию и тренирует память учащихся.
Четвертая группа подготовила викторину «Угадай, откуда». Дети данной группы смогли почувствовать себя в роли учителя. Они зачитывали отрывки из разных рассказов В. В. Бианки, а остальные учащиеся отгадывали название произведения.
Итогом проделанной работы выступает оценка и анализ полученных результатов. Учащиеся высказывают свое мнение оп выступлениям каждой группы, проводится самоанализ.
Проект способствовал проявлению в детях творческих способностей, самостоятельности, лидерских качеств. Учащимся была представлена возможность почувствовать себя в роли учителя и оценить работу одноклассников. В целом, работа над данным проектом оказала положительное влияние, как на учебный процесс, так и в целом на развитие младшего школьника.
ЛИТЕРАТУРА
Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – №1.
Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников : кн. для учителя нач. классов / Н. В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. – Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010.