РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ.

Загарев А.В. 1
1Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (683000, г. Петропавловск-Камчатский. Россия, ул. Вилюйская, 25 )
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.

Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта.

Развитие туризма и транспорта - взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс.

Развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют большое внимание правительства практически всех стран мира.

Использование транспортных средств в туристических путешествиях

Транспортное обеспечение включает в себя:

  • Туристские перевозки – доставка туристов из места постоянного проживания к месту назначения и обратно;

  • Трансфер – предоставление транспортных средств для обеспечения встречи и проводов туристов;

  • Обслуживание программных мероприятий – перемещение по маршруту, экскурсионное обслуживание.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы:

скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибраций, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность. По приоритетам эти требования распределяются в последовательности, безопасность путешествия, стоимость и наличие различных льгот, комфортабельность, скорость доставки, прочие факторы.

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

До определенного времени железные дорогиво всем мире были главным средством передвижения. Спустя годы с расширением возможностей автомобиля доля железных дорог в пассажирских перевозках стала снижаться. Сегодня для путешествий широко используется автомобильный транспорт.

Наряду с автотранспортом широкое распространение получили воздушные перевозки. Здесь и скорость, с которой не могут передвигаться другие транспортные средства, и комфорт, благодаря которому путешественник не испытывает тягот перелета в течение длительного времени.

Пассажирские или круизные суда - своего рода «плавающие курорты» - очень популярны среди туристов, так как они предоставляют широкий набор услуг, характерных для курортных отелей.

Особенности организации транспортного обслуживания туристов

Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого, появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения.

Транспортное обеспечение туров основывается на положениях:

законодательных актов, введенных в действие внутри государства;

переездов в (или из) дестинации с целью осмотра, отдыха, развлечений, участия или посещения соревнований и др.

использования транспорта в экскурсионных целях в местах, удаленных от дестинации на значительное расстояние;

перемещения туриста в дестинации и между прилегающими к ней местами туристического интереса на общественном или арендованном транспорте.

Дестинация − это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять различные потребности широкой группы туристов.

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО1995 г.). Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство. Воздушный транспорт как фактор развития туризма в РФ

Согласно классификации ВТО выделяют:

Воздушные средства:

  • Рейсы, подчиняющиеся расписанию;

  • Рейсы, не починяющиеся расписанию;

  • Прочие воздушные перевозки. Самолеты - самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. И этому есть ряд причин:

во-первых, авиация - самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;

во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;

в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.

Воздушный транспорт регулируется тремя способами:

1)национальное регулирование - лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;

2)межправительственное регулирование - когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

3)международное регулирование - когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.

В настоящее время на рынке авиационных перевозок в России работают 315 авиакомпаний. Из них 96 имеют лицензии на выполнение регулярных полетов и перевозят 99% общего объема авиапассажиров.

Бесспорным лидером российского авиабизнеса по-прежнему остается «Аэрофлот». Авиакомпания «Аэрофлот российские международные авиалинии» является национальным флаг-перевозчиком России.

Водный транспорт как фактор развития туризма в РФ

Водный транспорт:

  • Пассажирские линии и паромы;

  • Круизы;

  • Прочие водные перевозки.

Теплоходное путешествие (круиз) представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна.

Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но тем не менее этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т.д.

Сухопутный транспорт в свою очередь делится на железнодорожный транспорт и автотранспорт.

Железнодорожный транспорт как фактор развития туризма в РФЖелезные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения.

Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки.

В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями, прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);

организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте).

Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и договоров.

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам.

Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории:

однодневные;

непродолжительные (2-3 суток);

многодневные (от 5 дней и более).

Железнодорожные туры по России позволяют познакомиться с самыми интересными уголками нашей необъятной страны, ведь очень часто железнодорожный путь пролегает по таким местам, где невозможно проехать на других видах транспорта.

Автотранспорт как фактор развития туризма в РФ

  • Неподчиняющийся расписанию туристский или чартерный транспорт

  • Частные автотранспортные средства

  • Прокат автотранспортных средств

  • Прочие средства сухопутного транспорта

  • Междугородние и городские автобусы, общественный транспорт

  • Регулярный, подчиняющийся расписанию транспорт

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале.

Автомобильный транспорт используется в туризме наиболее широко.

Достоинства автомобильного транспорта

  • Мобильность

  • Доступность

  • Невысокие тарифы

  • Возможность транспортировки багажа

Недостатки автомобильного транспорта

  • Невысокая вместимость

  • Эксплуатационная скорость

  • Загрязнение окружающей среды

  • Невысокий уровень комфорта при длительных путешествиях

По состоянию на 2014 г. туристских и пассажирских перевозок в мире с достаточной степенью приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами

  • автомобильные перевозки - 31%

  • воздушные перевозки - 45%

  • железнодорожные перевозки - 13%

  • морские и речные перевозки - 11%

Статистика доходов России и Испании в туристической сфере

Согласно статистике за 2014 год поступления в бюджет Испании благодаря туризму составили65 миллиардов долларов, что составляет более 20% ВВП данной страны, в России же доход колеблется на уровне 10-12 миллиардов долларов, что в 5 раз меньше чем в Испании, хотя наша страна по масштабу больше Испании почти в 34 раза.

В чем же причина отсутствия развития туризма?

1. Отсутствие реальной государственной поддержки

Как показывает международный опыт, наиболее эффективно туризм развивается в тех странах, где есть внятные программы его поддержки на государственном уровне.

В России же сложился некий порочный круг. Власти не слишком заботятся о развитии отрасли, так как туристов мало (по словам председателя совета директоров «Корпорации развития “Золотое кольцо”» Петра Шуры, «в развитых странах внутренний туризм составляет 10–12% от ВВП, а в России этот показатель находится на уровне 1–2%»).

2. Неудачная реклама

Большинство иностранцев из российских достопримечательностей знают лишь Москву, Санкт-Петербург и Байкал. Мало кто едет в нашу страну ради знакомства с ее потрясающей, иногда почти нетронутой природой

Необходимо грамотно заниматься пропагандой, в частности, делать удобные интернет-сайты и выпускать путеводители.

3. «Феодальная раздробленность»

Как говорит Игорь Елфимов, заместитель губернатора Ярославской области, «мы, вместо того чтобы вместе создать какой-то интересный маршрут, пытаемся конкурировать между собой. Наоборот, надо объединяться. У нас даже дороги на границах областей ужасные».

Действительно, дело не только в качестве дорожной сети, но и в том, что Россия живет словно в пору феодальной раздробленности. Дороги часто обрываются у границ областей, и чтобы добраться из пункта А в пункт Б, в случае если они расположены друг от друга в нескольких километрах, но в разных регионах, приходится ехать в областной центр.

4. Дорогие и плохие гостиницы

Наши отели делятся на две категории — либо старые советские приюты «эконом-класса», как стыдливо пишут в путеводителях, либо что-то новое или отремонтированное, но по ценам от ста долларов за ночь. В последнее время появились так называемые гостевые дома, то есть обычные избы или коттеджи, принадлежащие частным лицам. Но все эти заведения с уютными названиями вроде «У бабы Нюры» или «Изба мельника» тоже недешевы, да и найти их можно лишь в самых раскрученных туристических городах.

5. Слабое развитие специализированных видов туризма

Религиозный, экстремальный, эко- и фототуризм — все это отдано на откуп даже не мелким компаниям, а самим путешественникам, которые самостоятельно прокладывают маршруты, устраиваются на ночлег, решают проблемы с питанием. Популярнейшие во всем мире агро- и гастрономический туризм в России только начинают развиваться.

6. Плохие дороги

Наглядная иллюстрация этой проблемы — туристические буклеты с рекламой провинциальных домов отдыха, коттеджей, гостевых изб. В рубрике «Как к нам добраться» обычно пишут следующее: «Проехать десять километров по щебенке, переехать деревянный мост, оставить машину и 500 метров идти пешком». Из-за этого интереснейшие туристические объекты иногда оказываются вне зоны доступа.

14

Средняя стоимость строительства 1км полосы автодороги (в млн.руб.)Согласно расчетам Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Можно было бы сказать, что во Франции или Германии дороги гораздо лучше, потому что они вкладывают туда примерно в 3 раза больше чем делает это Россия, однако Испания тратит примерно те же средства и вот что получает.

Причины плохих дорог:

8. Коррупция

Такая проблема действительно существует, но она не так значительна, как принято считать. Нынешняя система госзакупок на самом деле не дает много возможностей для коррупции. Все нормативы, все объемы работ открыты, контролирующие органы периодически следят за этим. На строительстве дорог, конечно, воруют, но это не основная причина плохих дорог в России.

7. Крупные города: неизбежность монополииВ мегаполисах ремонтом и строительством дорог может заниматься только та организация, у которой есть в черте города строительные базы и мощности, рабочие с соответствующими зарплатами. Стать такой компанией очень дорого - дорогая аренда складов, приходится платить рабочим конкурентную зарплату. Поэтому в крупных городах количество компаний, занимающихся дорогами, невелико, они становятся монополистами, и поэтому у них резко падает качество. 6. Ремонт дороги и его отсутствиеПостроить дорогу - это половина дела. Ее надо еще и содержать. В зимний период - убирать снег, мыть барьерные ограждения, возобновлять разметку, подметать и мыть улицы, менять верхний слой дорожного полотна, производить ремонт ям. Ремонт дорог - отдельная большая тема, он подразделяется на текущий, капитальный и реконструкцию. 5. Низкое качество строительных материаловОсновные материалы в дорожной отрасли - каменный материал, чаще используемый как основа (щебень в простонародье), и вяжущий, то есть битумы. Качество и щебня, и битума у нас прихрамывает по ряду причин, напрямую с дорожным строительством не связанных. Битумы - это остатки производства в нефтяных компаниях и не основная статья дохода. Поэтому о его качестве никто особенно не думает, какой получился, такой и хорошо, на безрыбье все равно купят. Решение этой проблемы уже сдвинулось с мертвой точки, Росавтодор подготовил ужесточенные требования к битуму, которые постепенно вводятся в оборот.Нефтяные компании начинают поворачиваться к дорожникам лицом, но этот процесс будет замедлен из-за кризиса. Денег у компаний становится меньше, они сокращают всех тех специалистов, которые не имеют отношения к разведке месторождений и добыче. Возможно, через 9-10 лет в России будут хорошие битумы.С камнем ситуация попроще. У нас есть свои хорошие карьеры, оттуда материал нужно поднять специальными грузовиками, правильно раздробить, подобрать состав и отправить на завод. Проблема в том, что есть крупные потребители этого камня, которым качество щебня не очень важно. Например, железные дороги. Они закупают щебень для насыпей в объемах, несопоставимых с тем, какой требуется для дорожников. Заводам невыгодно производить мелкую партию качественного щебня, проще продать большую партию, где никто не будет придираться к качеству.

4. Ненормативные нагрузки на дороги

Устаревшая нормативная документация дорог и регламенты, которые создавалась много лет назад и не соответствует нынешним требованиям и нагрузкам. 3. ГеографияРоссия - огромная страна, вытянутая с востока на запад на тысячи километров. 60% территории - это зона мерзлоты; при строительстве дорог приходится пересекать горы и реки, строить туннели. Все это удорожает строительство. При этом плотность населения невысокая. Поэтому у нас нет дорожной сети как таковой, между городами обычно в лучшем случае одна трасса. Если с ней что-то случается, добраться до места по альтернативным маршрутам невозможно. 2. Отсутствие системного контроляУ чиновников, которые должны следить за состоянием дорог, нет никакого стимула ездить по городу и замерять размеры ям, свою зарплату они получат в любом случае. 1. Некачественное проектированиеПроектируют дороги живые люди, которые учились в российских учебных заведениях. Качество образования не всегда соответствует требуемому уровню, и это касается всех специальностей. Почему у нас часто строят такие страшные дома? Потому что архитектор закончил институт году этак в 1980-м, а его учили те, кто закончили этот же институт в 1950-60е годы. Поэтому выходит так, что в 2014 году строят по стандартам пятидесятилетней давности. То же самое и с дорогами. Мало кто из проектировщиков занимается повышением квалификации, ездит на международные конференции, перенимает мировой опыт. Все пользуются багажом, полученным лет тридцать назад.Люди смотрят на такого проектировщика с уважением, он уже наработал опыт. В проектных институтах сидят оторванные от реальности старые проектировщики. Они не интересуются ничем новым, не хотят учиться, их судят не по знаниям, а по выслуге лет. В целом ситуация с качеством образования улучшается. С развитием технологий появился простой и недорогой доступ к иностранному опыту.

Сколько времени нужно, чтобы проектировщиков научить правильно проектировать? Сложно сказать. Быстрым этот процесс не будет, но через 5-10 лет уже будут выходить реально подготовленные проектировщики. И еще лет десять эти молодые ребята будут объяснять, какие инновационные методы надо применять при строительстве дорог.

В настоящее время развитие туристской индустрии невозможно без предоставления транспортных услуг. Без транспорта нет туризма, если не говорить о пеших экскурсиях и походах, ограниченных как числом туристов, так и расстоянием. Перемещение представляет собой наиболее характерную черту туризма, а транспорт, обеспечивающий это перемещение, является важнейшей отраслью, оказывающей услуги туристского типа.

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение, как для туристов, так и для организаторов путешествий.

Международная практика показывает, что недостаточное развитие транспортных систем на национальном уровне приводит к неоправданно завышенным затратам в сфере производства и предоставления услуг, сдерживанию развития практически всех отраслей хозяйственной деятельности, ограничению социальных гарантий граждан. Рациональное же использование транзитно-транспортных возможностей стимулирует ускоренное развитие сопряженных отраслей и сфер экономики.

Список источников

1.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с .

2.Квартальнов В.А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1998.-142с.

3.Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 1998.

4.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.-787 с

5.Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М.: ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999. - 102 с.

6.Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 463 с.

7.Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. М. -СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.

8.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.) .

9.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000.

10.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004.

11.Экономические аспекты въездного туризма, сборник «Туристские фирмы». - №18. - 2004. - - Единая туристическая информационная система

12.Экономические основы деятельности турфирм. - Институт мировой экономики и международного бизнеса

13.Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДеКа, 2000.

14.Гуляев В.Г. Туристские перевозки. - М.: Финансы и Статистика, 1998.

15.Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и Статистика, 2001.

16.Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. - М.: Турист, 1995

17.Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и Статистика, 2000.

References:

1.Kvartalnov V. A. Tourism: The Textbook. M.: Finance and statistics, 2000. 320 < http://tourlib.net/transport.htm >.

2.Kvartalnov V. A., Romanov A. A. international tourism: Policy development: Proc. allowance. - M.: Soviet sport, 1998.-142с.

3.Kolotova E. V. Recreation and resource studies: Proc. allowance. -M.: Soviet sport, 1998.

4.Kotler P., Bowen J., Makes George. Marketing. Hospitality and tourism: Textbook for universities / Ed. from English. M.: YUNITI, 1998.-787

5.Kryuchkov, A. A., History of international and domestic tourism. - M.: WSTG, KNOW "RAY", 1999. - 102.

6.Walker George.R. Introduction to hospitality: a Textbook / Ed. from English. - M.: YUNITI, 1999. - 463 p.

7.Usiskin G. S. essays on the history of Russian tourism. M.-SPb.: Publishing trade house "Gerda", 2000.

8.The Federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" (1996) < http://tourlib.net/gos.htm >.

9.Fatkhutdinov R. A. Competitiveness: Economics, strategy, management. - M.: INFRA-M, 2000.

10.Chudnovsky, A. D., Zhukova M. A. tourism Management. - M.: finances and statistics, 2004.

11.Economic aspects of tourism, collection of "Tourist firm". - №18. - 2004. - - Unified tourist information system

12.The economic basis of travel agencies. - Institute of world economy and international business

13.Korotkov E. M. Research of control systems: the Textbook. - Moscow: Deka, 2000.

14.Gulyaev, V. G. Tourism transportation. - M.: finances and Statistics, 1998.

15.Zorin I. V. the Management of tourism. Tourism as an activity. - M.: finances and Statistics, 2001.

16.E. N. Ilyina The organization of rail travel. - M.: Tourist, 1995

17.Kvartalnov V. A. Tourism. - M.: finances and Statistics, 2000.

Просмотров работы: 6013