ПРОЕКТ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ «ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ: ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ «ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ: ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ»

Самаренкова М.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество мало озабочено чтением книг. В чем причина такого спада однозначно сказать сложно. Телевидение, Интернет, СМИ – все это заменило скрупулезный осмысленный поиск информации в библиотеках, искоренило желание просвещаться, тем самым приводя к регрессу личности. Подобную некомпетентность невозможно исправить в одночасье, но на нее можно повлиять, и подобная сила находится в руках учителя.

Задача учителя заключается во взращивании в детях интереса к чтению, любви к книгам, желания искать и познавать новое. В этом случае встает вопрос – как это сделать? Существует множество различных способов и методик, помогающих это сделать, и один из них – проектная деятельность. Проектная деятельность - это не обычный школьный урок, требующий от детей строгих ответов. Проектная деятельность – это творческая деятельность. Она непосредственно касается всех сторон развития растущей личности: развитие психических процессов, приобретение навыков самостоятельной работы и навыков социальных, позволяющих взаимодействовать с группами людей. Помимо этого, проект позволяет каждому проявить себя, открыть в себе таланты и новые стремления, обзавестись мечтами и целями, примерить на себя

роли актеров, ораторов, певцов.

Тема нашего проекта «Виктор Драгунский: Денискины рассказы». Виктор Драгунский писал небольшие юмористические, жизненные рассказы о детях. Эти рассказы находят отклик в сердцах юных читателей, поскольку написаны простым и понятным, интересным языком. Они показывают детям модель поведения, присущую многим из них, и вытекающие последствия, посредством обыденных повседневных ситуаций, заставляя детей задумываться перед приятием какого-либо решения.

Цель данного проекта – познакомить учащихся с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского, его биографией и циклом рассказов.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обучающая – научить принимать самостоятельные решения, умению ставить задачи и цели, работать в команде.

  2. Развивающая – развивать речь, умение излагать мысли, навык грамотного чтения, воображение, память, мышление, творческие способности.

  3. Воспитывающая – воспитывать любовь к поэзии и чтению, интерес к творчеству Виктора Драгунского.

План работы: 1. Определение этапов работы:

  • Мотивационный этап – на данном этапе учитель мотивирует учащихся на реализацию проекта, создает положительный эмоциональный настрой.

  • Планирующий этап – ведущая роль вновь отводится учителю, его задача состоит в том, чтобы определить тему, цели, задачи, выработать план действий, определить критерии оценки. Класс делится на группы. Дается задание для всех: прочитать рассказы Драгунского («Капля никотина убивает лошадь», «Фантомас», «Бы», «Где это видано, где это слыхано…», «Смерть Шпиона Гадюкина»).

  • Информационно – операционный – на данном этапе происходит реализация проекта, и ведущая роль отводится непосредственно ученикам. Задача учащихся заключается в сборе нужного материала, работе с литературой. Задача учителя – разделить класс на четыре группы и дать задание каждой группе.

  • Рефлексивно – оценочный – предоставление группами своего задания и их оценивание.

2. Распределение учащихся по группам. Сбор информации.

  • Первая группа: предоставление информации о Викторе Драгунском в форме презентации.

  • Вторая группа: инсценировка эпизода «Смерть шпиона Гадюкина».

  • Третья группа: игра по прочитанному материалу «Угадай рассказ».

  • Четвертая группа: викторина по биографии и рассказам.

Методическая разработка рассчитана на детей 3 класса общей образовательной школы. Проект рассчитан на неделю.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует детей и настраивает их на работу.

II. Беседа. - Вы знакомы уже со многими детскими писателями: с Агнией Барто, Самуилом Яковлевичем Маршаком, Виталием Валентиновичем Бианки, Николаем Николаевичем Носовым. И, как вы знаете, сегодня мы более подробно познакомимся еще с одним замечательным писателем – Виктором Драгунским, узнаем о его жизни и творчестве.

III. Предоставление информации об авторе. - Итак, вы работали в группах, и каждая имеет свое задание. Сейчас первая группа расскажет нам о Викторе Юзефовиче Драгунском.

Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972) – писатель-прозаик, поэт, классик советской литературы, автор известного детского цикла «Денискины рассказы».Виктор Юзефович начал рано работать. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Он начал посещать «Литературно-театральные мастерские», а в 1935 был принят в труппу Театра транспорта. Позже Драгунский работать в цирке и немного в театре сатиры. В годы Великой отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами. Виктор Юзефович, кроме театра, любил читать и сочинять. Он хотел стать клоуном! Поэтому писал сценки, цирковые номера.

В двадцать первом году жизни его произведения появились в печати. Спустя четырнадцать лет он создает пародийный театр под названием «Синяя птичка», который скоро стал известен.

А в 46 лет в печати появляются произведения Драгунского для детей – «Денискины рассказы». Они принесли писателю большую популярность, по мотивам многих рассказов сняты фильмы – фильмы о Денисе Кораблеве – «Девочка на шаре», «Где это видано, где это слыхано», «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах», «Слава Ивана Козловского».

Образом главного героя Дениса Кораблева стал сын писателя Денис. Также были опубликованы повесть о цирковой жизни, юмористический сборник, военная повесть.

IV. Инсценировка отрывка.

- Как интересно, спасибо! А сейчас ребята второй группы покажут нам отрывок из рассказа. А какого – ответите вы, зрители.

Люся: (громким голосом, как по радио): Начинаем наш весенний концерт! Сейчас ученик первого класса "В" Миша Слонов прочтет нам свои собственные стихи! Попросим!

Миша: (уверенно выходит на середину из-за ширмы. Постояв, заложил руки за спину. Стоит. Выставил левую ногу вперед. Убрал, выставил правую. Откашливается.) Кхм! Кхм! Кхме!..

Денис: Ты что, Мишка, поперхнулся?

Мишка: (смотрит как на незнакомого, на Мишку. Затем посмотрел на потолок.) Стих!

Пройдут года, наступит старость!

Морщины вскочут на лице!

Желаю творческих успехов!

Чтоб хорошо учились и дальше все!

… Все!

(Кланяется и уходит со сцены, остальные хлопают.)

Денис: Мишка сам стих сочинил! Просто молодец!

- Очень хорошо, спасибо! Так что же это за рассказ? (Смерть шпиона Гадюкина)

V. Проведение игры.

- Мы с вами и послушали, и посмотрели. Теперь давайте поиграем. Игра называется «Узнай рассказ». Смысл игры заключается в том, что ребята, которые подготовили для вас игру, будут зачитывать строчку из рассказа и по ней вы должны опознать рассказ, а после ответить на вопрос. Пожалуйста, слушайте внимательно.

  1. «Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка... Вот так. Теперь садись к столу.» Рассказ «Бы». Кого отчитывал Денис и почему?

  2. «Я наверно бы умер, если бы в это время не зазвонил звонок…Не буду я больше сатириком!». Рассказ «Где это видано, где это слыхано…». Почему у Дениски пропало желание быть сатириком?

  3. «Кол, а Кол! фкалю ф тибя укол!»; «Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги. И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.» Рассказ «Фантомас». Кто написал эти записку? Кому? Почему?

  4. «— Как же это ты догадался оставить целыми картонные мундштуки, а почти весь табак отрезать? Ведь курят-то именно табак, а ты его отрезал! Да что у тебя в голове — песок или опилки?». Рассказ «Одна капля никотина убивает лошадь». Нарочно ли так поступил Денис? Почему он сделал это?

VI. Проведение викторины.

- Прекрасно. А сейчас мы проверим, все ли вы хорошо помните? Ребята из четвертой группы подготовили для вас викторину. Будьте внимательны! Отвечайте по поднятой руке.

  1. Где родился Драгунский Виктор Юзефович?

  1. В Белоруссии;

  2. В Америке;

  3. В России;

  4. В Германии;

  1. В каком возрасте вышли в свет Денискины рассказы?

  1. 46 лет;

  2. 21 год;

  3. 36 лет;

  4. 41 год;

  1. Как назывался театр, открытый Драгунским?

  1. «Птичка-синичка»;

  2. «Голубой дрозд»;

  3. «Птичка-невеличка»;

  4. «Синяя птичка»;

  1. Кто послужил образом создания рассказов?

  1. Внук писателя;

  2. Сын писателя;

  3. Племянник писателя;

  4. Брат писателя;

  1. Что нужно было сделать Дениске в рассказе «Смерть шпиона Гадюкина» по просьбе Люси?

  1. Изображать звонок телефона и звук выстрела;

  2. Есть яблоко;

  3. Поднимать и опускать занавес;

  4. Быть зрителем;

  1. Где Денис нашел звонок?

  1. Под стулом;

  2. Унесла кошка;

  3. В кармане;

  4. На полу;

  1. Почему мама в рассказе «Бы» назвала Дениса Кощеем?

  1. Потому что Денис плохо ел;

  2. Потому что Денис был хмурым;

  3. Потому что Денис был злым;

  4. Потому что Денис был непослушным;

  1. Кем предложила быть Люся Дениске и Мишке в рассказе «Где это видано, где это слыхано…»?

  1. Сатириками;

  2. Ирониками;

  3. Сарказмиками;

  4. Ораторами;

  1. Закончите строчку: «Папа у Васи силен в…»:

  1. Физкультуре;

  2. Русском языке;

  3. Математике;

  4. Рисовании;

  1. Как звали учителя русского языка в рассказе «Фантомас»?

  1. Кол;

  2. Кнут;

  3. Сук;

  4. Пень;

  1. Кем оказался Фантомас, пишущий записки учителю русского?

  1. Дениской Кораблевым;

  2. Мишкой Слоновым;

  3. Петькой Горбушкиным;

  4. Андреев Шестаковым.

VII. Подведение итогов.

- Вы молодцы, сегодня хорошо поработали. Оцените работу каждой из групп. Что бы вы добавили или изменили? Пожалуйста, оцените свою работу: зеленая карточка – отлично, желтая – могло быть лучше, красная – плохо. Всем спасибо!

В результате нашего проекта учащиеся познакомились с творчеством Виктора Драгунского. Ученики учились самостоятельно добывать и фильтровать информацию, подкрепляли умение работать в группе, развивали творческие способности и речь, учились грамотно говорить, задавать вопросы и отвечать на них. Метод проектной деятельности открывает новые возможности перед учителем, раскрывает таланты учащихся и их возможности.

Список литературы

  1. Все биографии. Электронный доступ. – URL: http://all-biography.ru/alpha/d/dragunskij-viktor-dragunsky-viktor

  2. Кучкуда, Е. Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению/ Е. Б. Кучкуда// Начальная школа.–2013.–№1.–С. 38-43.

Просмотров работы: 948