Воспитание детей в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Педагогическое взаимодействие семьи и школы состоит в создании благоприятных условий для личного развития и роста детей. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Изучением влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: Т.М. Мишиной, М.О. Ермихиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей [5].
На сегодняшний день родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения.
Проблема взаимодействия педагога с семьей школьника особенно остро встает уже в первом классе. Это связано с тем, что, во-первых, ребенок, приходя в школу, попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в детском саду или дома. Меняется привычный уклад его жизни, он должен адаптироваться к новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Во-вторых, с поступлением ребенка в школу родители сталкиваются с рядом новых проблем, решить которые самостоятельно без квалифицированной помощи со стороны педагога им бывает сложно. В-третьих, именно усилиями учителя начальных классов создается содружество родителей и учителя. И от того, сумеет ли он уже во время первых своих встреч с родителями первоклассников убедить их в необходимости создания такого содружества, удастся ли ему установить с ними педагогически целесообразные отношения, зависит, станут ли родители в дальнейшем помощниками школы в воспитании детей или будут обходить ее стороной [1].
Вопросы практического взаимодействия учителя и родителей младших школьников нашли свое отражение в работах Г.И. Вергелес, Л.Н. Кутергиной, Н.И. Дереклеевой, Л.И. Маленковой, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, Н.Е. Щурковой. В них раскрываются значение, принципы, основные направления, традиционные и не традиционные формы, а также педагогические условия эффективного взаимодействия учителя с родителями.
В соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога» [7] учитель начальных классов должен: уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей; уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами, специалистами и родителями в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с родителями учащихся. С момента, когда ребёнок поступает в образовательную организацию (школу), возникает «педагогический треугольник» (учитель – обучаемый – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, школьниками и их родителями во многом зависят достижения в воспитании и развитии детей. Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с родителями учащихся.
Компетентный родитель – это, человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это родитель, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться. Родительская компетентность – очень важная часть самореализации взрослого человека.
Как сделать так, чтобы школа и семья стали друзьями? Здесь нужна командная работа семьи и школы. Только вместе с родителями можно результативно решать проблемы связанные с обучением и воспитанием.
Проведенные нами исследования показали, что в большинстве семей нашего класса воспитанием занимаются мамы 62 % и всего 21 % учащихся назвали папу, а 17 % детей назвали бабушек и дедушек. Только у 34 % детей класса родители интересуются каждый день их школьными делами. А доверительно разговаривают с детьми только у 32 % обучающихся. Исходя из проведенных исследований мы пришли к выводу, что необходима системная работа по сплочению коллектива класса и семьи, где каждый сможет проявиться в новой роли, получить поддержку и совет.
Перед нами стояла главная задача выбора формы работы с родителями, которая позволит создать активную родительскую позицию с учетом их потребностей. Выбор формы работы и методов необходимо ориентировать на повышение педагогической компетентности родителей, усиление взаимодействия школы и семьи. В нашей работе мы выбрали, на наш взгляд, одну из самых эффективных нетрадиционных форм работы с родителями – семейный клуб.
Семейный клуб способствует формированию педагогической компетентности родителей. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение родителей к школьной жизни все это делает работу клуба полезной и необходимой в жизни класса и школы. Клубное занятие - это не просто встреча родителей и детей, это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Семейный клуб, объединяющий школьников и их родителей, позволяет повысить авторитет родителей в глазах детей, сформировать семейные традиции. Клуб помогает раскрыть таланты не только детей, но и их родителей, учителя.
В нашей работе мы рассмотрим работу семейного клуба «Первоклассник».
Цель программы: повысить педагогическую компетентность родителей детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс школы;
более успешная адаптация первоклассников к школьному обучению, профилактика дезадаптации;
Предполагаемый результат
успешная адаптация первоклассников.
создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.
рост качественных показателей: самостоятельность, ответственность, учебно-познавательный интерес. Сформированность адекватной самооценки, эмоциональной отзывчивости др.
повышение уровня культуры поведения учеников.
повышение уровня сплоченности детского коллектива и их родителей.
На первом этапе работы семейного клуба перед педагогом возникает проблема мотивации родителей к совместной деятельности. Мы обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия педагога с родителями, учёт которых позволяет повысить заинтересованность родителей в совместной работе.
1. Равноправные партнерские отношения. Когда и та и другая стороны вместе исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование. Основная функция педагога в работе с семьей - поддержка и помощь. Преобладание контрольно-оценочных действий педагога может оттолкнуть родителей от взаимодействия.
2. Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно. Любой из родителей, внесший свой вклад в осуществление какого-либо проекта или идеи, имеет право на признание и поощрение. Родителям требуется информация о качестве вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.
Направления и содержание деятельности клуба, реализуется через различные формыработы с родителями, обеспечивающие активное включениеродителей в обсуждаемые вопросы и проблемы.Содержание деятельности клуба направлено на приобретениеположительного опыта контактов родителей и школы,эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия ив образовательный процесс, повышение общегообразовательного уровня родителей.
Темы занятий в клубе согласуются с родителями и направлены на формирование педагогической компетентности, получение квалифицированной консультативной помощи по возникающим вопросам. Для быстрого реагирования и устранения проблем, а также прогнозирования дальнейшей работы клуба организаторами проводится промежуточная диагностика и отслеживаются результаты. Работа клуба рассчитана и спланирована на 1 год. Занятия клуба проводятся 1 раз в месяц.
Таким образом, семейный клуб может удовлетворить потребности и интересы как родителей так и детей в ходе совместной деятельности и общения. Вместе с тем следует отметить, что организация семейного клуба ни в коем случае не может быть основной или тем более единственной формой работы с родителями. При всех преимуществах такой формы работы, следует отметить, что это далеко не единственная современная и эффективная форма работы с родителями воспитанников в образовательных организациях. Запросы у родителей разные, степень желания получать информацию, помощь, просто обсуждать проблемы или достижения своих детей у всех разная.
Список литературы
Акопян А.В. Научные проблемы гуманитарных исследований. [Текст] / А.В. Акопян //Народное образование. Педагогика. - 2013.- №1.- С.46.
Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей [Текст] / В. О. Алешина // Начальная школа. -2008. - № 1. - С. 7.
Алова Н.Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. [Текст] / Н.Н. Алова // Современные проблем науки и образования.-2013.-№2.-С.13.
Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М., 1993. – С. 208.
Астахов С.В. Актуальные методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс [Текст] / С.В. Астахов // Начальная школа плюс до и после. - 2012.- № 3.- С. 26.
Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Валькова // Начальная школа. - 2010. -№ 6.- С. 25.
Генварева Ю.А. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка. [Текст] / Ю.А. Генварева // Вестник Томского государственного педагогического университета .- 2010. - №2. – С.9.
Головина Г.Н. Семья - забота общая. [Текст] / Г.Н. Головина.- М., 2010.-С.136.
Городеткая О.А. Взаимодействие семьи и школы [Текст] / О.А. Городеткая // Начальная школа плюс до и после.- 2010. -№ 1.- С. 12.
Гранкин А. Ю. О семейном воспитании [Текст] / Педагогика. -2004.- №6. -С. 80.