ЯПОНСКАЯ МОНОХРОМНАЯ ЖИВОПИСЬ CУМИ-Э - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЯПОНСКАЯ МОНОХРОМНАЯ ЖИВОПИСЬ CУМИ-Э

Румянцева Е.В. 1, Поровская Г.А. 2
1Новгу
2Кафедра изобразительных искусств и методики преподавания
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении многих веков своего исторического развития японский народ создал многоликий и самобытный мир художественных образов и форм. В течение полутора тысяч лет культура Японии развивалась под сильным влиянием континентальных культур, в первую очередь Китая и Кореи. Но процесс иноземных заимствований не превратился у японцев в слепое подражание образцам, а лег в основу новой своеобразной и неповторимой культурной традиции. По-настоящему Европа смогла познакомиться с произведениями японского искусства только в конце XIX века. С этого времени искусство страны Восходящего Солнца приобрело себе огромное количество поклонников и ценителей во всем мире.

Монохромная живопись Японии – одно из уникальных явлений искусства Востока. Японская монохромная живопись изначально была завезена в Японию буддистскими монахами и очень много впитала в себя из философии и тематики дзен-буддизма, религии, которая традиционно ассоциируется с Китаем и Индией, но в Японии обрела настоящую родину.

Суми-э – тип монохромной живописи, похожей на акварель, так как помимо туши в создании изображения также используется вода. Отличие живописи суми-э от других изобразительных техник заключатся в том, что в ней основным является черный цвет, который органично дополняет гамма серых оттенков туши, разбавленной водой. Помимо художественной техники в суми-э очень важен глубокий философский смысл.

Техника суми-э требует от художника чистоты сознания и особой концентрации. Перед началом работы мастер тщательно готовит все принадлежности. Для рисования используются кисти из натурального ворса и особая рисовая бумага.

Для того чтобы изображение получилось по-настоящему интересным и правдивым, художник перед тем, как сделать первый мазок, должен посвятить какое-то время размышлению над предметом, который он хотел бы изобразить. Художник начинает рисовать в момент наивысшей концентрации, передавая через спонтанность движений образ, которым заполнено его сознание.

Наиболее распространенным сюжетом суми- э был пейзаж. Согласно японскому мировоззрению, природа совершеннее человека, поэтому он должен у нее учиться, всячески ее беречь, а не уничтожать или подчинять. Поэтому на многих пейзажах можно увидеть небольшие изображения людей, но они всегда незначительны, малы по отношению к самому пейзажу, или изображения хижин, которые вписаны в окружающее их пространство и даже не всегда заметны – это все символы мировоззрения.

Почему в пейзажах нет цвета?

Во-первых, японского художника интересует не сам предмет, а его суть, некая составляющая, которая является общей для всего живого и приводит к гармонии человека с природой. Поэтому изображение - всегда намек, оно обращено к нашим чувствам, а не к зрению. Недосказанность – это стимул диалога, а значит соединения. В изображении важны линии и пятна – они образуют художественный язык. Это не вольность мастера, который где захотел, там оставил жирный след, а в другом месте наоборот не дорисовал – в картине все имеет свой смысл и значение, и не несет случайного характера.

Во-вторых, цвет всегда несет какую-то эмоциональную окраску и по-разному воспринимается разными людьми в разных состояниях, поэтому эмоциональная нейтральность позволяет зрителю наиболее адекватно вступить в диалог, расположить его к восприятию, созерцанию, мысли.

В-третьих, это взаимодействие инь и ян, любая монохромная картина гармонична с точки зрения соотношения в ней туши и нетронутой области бумаги.

Почему большая часть пространства бумаги не задействована?

Во-первых, незаполненность пространства окунает зрителя в изображение.

Во-вторых, изображение создается так, словно оно на мгновение выплыло на поверхность и вот-вот исчезнет – это связано с мировоззрением и мировосприятием.

В-третьих, на тех областях, где нет туши на первый план выходит фактура и оттенок бумаги, т. е. - это всегда взаимодействие двух материалов – бумаги и туши.

Монохромный стиль живописи суми-э достиг своего расцвета в период Муромати (1338–1573). Живопись тушью выходит за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского японского искусства. На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлением был монохромный пейзаж в стиле ванн суй («горы-вода») произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты.

Представителями суми-э были высокообразованные художники - Китидзан Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (1405-1423) и Сэйссю Тойо (1420-1506) обучавшиеся в Китае.

Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре.

Самый знаменитый японский художник-пейзажист той эпохи, Тоё Ода (псевдоним Сэссю). Созданный им «Ландшафт Хабоку» («Хабоку сансуйдзу», 1495) являет собой пример стиля "разбрызгивания туши" – стиля абсолютно свободной, экспрессивной живописи тушью.

Уникальности сюжета, мягкое прикосновение кисти и обильное использование воды – все это составляет отличительные черты индивидуального стиля японской живописи суми-э.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алпатов В.М. История и культура Японии // Крафт+. − 2002. − С. 288.

  2. Виноградова Н.А. Искусство Японии. – М., 1985. − С. 44;

  3. История Японского искусства. Пер. с яп. Ито Нобуо, Миягава Торао и др. // Прогресс. – 1985.− С.85;

  4. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востска / Н. А. Виноградова, Н. С. Николаева. − М.: Искусство, 1979. − 351 с;

  5. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. – М. : Искусство, 1986. − 240с;

  6. Такумаса Оно. «Японское искусство Суми-э», техника и духовная основа монохромной живописи // АРТ-РОДНИК. − 2009. – C. 54.

Просмотров работы: 704