Распространение философской мысли на Земле позволяет показать, что не только западноевропейская культура была колыбелью науки наук, значимые философские идеи высказывали мыслители Азии, Африки, Америки.
Из 100 выдающихся мыслителей-философов, чье творчество проанализировано в данной исследовательской работе, уроженцами Европы было лишь 67, 22 были уроженцами Азии, 8 – уроженцами Африки, 3 – Северной Америки (см. диаграмму на рис. 1). И это далеко не полный перечень выдающихся мыслителей народов мира.
Рис. 1 – Соотношение числа мыслителей по континенту их происхождения
Поэтому на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВВИМО в 2016/17 учебном году было проведено «Историко-географическое исследование происхождения философии, ее главных представителей и основных школ» Оно имело цель: изучить научные и образовательные ресурсы по истории философии, раскрывающие биографическую информацию о выдающихся мыслителях; провести географический анализ их происхождения.
Задача исследования: проанализировать историко-географический материал о жизни и деятельности 100 наиболее известных мыслителей; создать на этой основе обучающий комплекс для использования историко-географического материала на занятиях по дисциплине «Философия».
Объектом исследования географический компонент истории философской науки.
Предмет исследования: происхождение философии, ее главных представителей и основных школ.
Источниковая база: основная и дополнительная учебная литература по дисциплине «Философия», словари и справочники по истории философии, биографические справки о выдающихся мыслителях мира.
В качестве основы исследования использована информация из учебной литературы, имеющейся в учебной библиотеке ВВИМО (учебник «Философия» под ред. В.Н. Лавриненко и учебник «Философия» А.Г. Спиркина). Изучение особенностей географии западноевропейской философии осуществлялось по материалам изданий И.А. Мусского («100 великих мыслителей») и В.В. Буряка («Античная философия»). История и география философии Востока анализировалась по трудам М.Т. Степанянца («Восточная философия») и С.В. Постникова («Философия Средней Азии и Закавказья»). Анализ географии африканской философии проводился в соответствии с исследованиями, проведенными А.Г. Наумлюком, С.В. Постниковым, В.И. Лубяным, Р.Г. Хабибулиным и др. («Философия: Проблемы мира, войны, армии и национальной безопасности:»). Особенности географии русской философии удалось найти в трудах А.Г. Спиркина, В.Н. Лавриненко, И.А. Мусского, А. Сухова, А.Г. Наумлюка, С.В. Постникова, В.И. Лубяного, Р.Г. Хабибулина и др.
Кроме того, для полноты исследования, были проанализированы вопросы географии философской науки в Америке, Австралии и Океании. Методологической основой для этого послужили работы А.С. Колесникова, Н.И. Петякшевой, Н.С. Юлиной и др.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые на научном уровне анализируется географический аспект истории философии, проводится историко-географическое исследование происхождения философии, ее главных представителей и основных школ.
Практическая значимость. По результатам данной работы ее авторами был изготовлен обучающий комплекс по дисциплине «Философия» в помощь преподавателям ведущим обучение по данной дисциплине в ВВИМО, составлены рекомендации по его использованию.
***
Обучающий макет состоит из наклонной подставки с политической картой мира и списком из 100 наиболее известных философов.
По поверхности карты размещены сигнальные лампы, а против каждого имени философа установлены тумблеры, которые связаны с лампами. Для того чтобы определить место рождения того или иного мыслителя, достаточно нажать на тумблер. Загоревшаяся лампа укажет, уроженцем какой страны был этот ученый (см. рис. 2).
Рис. 2 – Макет специализированного обучающего комплекса
«100 великих философов»
Рис. 3 – Распределение мыслителей по регионам мира (цифрами показано количество мыслителей в регионе)
Рис. 4 – Распределение мыслителей по странам их происхождения
В отдельных случаях сигнальные лампы соединены с несколькими именами: многие философы были земляками, уроженцами одной страны. Так 17 человек было из России, Украины и Белоруссии, 15 – из Германии, 8 – из Франции, 6 – из Англии и Шотландии, по 5 – из Греции и Италии, 4 – из Австрии, по 3 – из Казахстана, Китая, Индии, США, по 2 – из Нидерландов, Армении и Ганы. Остальные 22 представляют каждый свою страну.
Всего было отмечено 38 стран мира (их количественное соотношение представлено на рис. 3 и 4).
Список философов по странам мира
Авре́лий Августи́н (Тунис, Африка)
Алише́р Навои́ (Афганистан, Азия)
Антон Вильгельм Амо (Гана, Африка)
Аристо́тель (Греция, Европа)
Мирза́ Фатали́ Аху́ндов (Азербайджан, Азия)
Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (Тверь, Россия, Европа)
Анри́ Бергсо́н (Франция, Европа)
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (Украина, Европа)
Фрэ́нсис Бэ́кон (Англия, Европа)
Чока́н Чинги́сович Валиха́нов (Казахстан, Азия)
Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (Австрия, Европа)
Вольте́р Франсуа́-Мари́ Аруэ́ (Франция, Европа)
Моханда́с Карамча́нд Га́нди (Индия, Азия)
Афанасий Абрамович Гассиев (Осетия, Азия)
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (Германия, Европа)
Геракли́т Эфе́сский (Греция Европа)
Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (Москва, Россия, Европа)
Томас Гоббс (Англия, Европа)
Поль Анри Тири Гольба́х (Франция, Европа)
Эдмунд Гу́ссерль (Чехия, Европа)
Рене́ Дека́рт (Франция, Европа)
Дени Дидро (Франция, Европа)
Ибн Си́на, Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на (Узбекистан, Азия)
Ибн Рушд, Абу́ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (Испания, Европа)
Ибн Хальду́н, Абу Зейд Абдуррахма́н ибн Мухаммад аль-Ха́драми, более известный как Ибн Хальду́н (Тунис, Африка)
Иоа́нн Дунс Скот (Шотландия, Европа)
Исида Байган (Япония, Азия)
Томма́зо Кампане́лла (Италия, Европа)
Альбе́р Камю́ (Алжир, Африка)
Иммануи́л Кант (Калининград, Россия, Европа)
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (Франция, Европа)
Никола́й Копе́рник (Польша, Европа)
То́мас Сэ́мюэл Ку́н (Огайо, США, Сев. Америка)
Абай Кунанбаев (Казахстан, Азия)
Конфу́ций (Вост. Китай, Азия)
И́мре Ла́катос (Венгрия, Европа)
Жюлье́н Офре́ де Ламетри́ (Франция, Европа)
Лао-цзы (Вост. Китай, Азия)
Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (Германия, Европа)
Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (Ульяновск, Россия, Европа)
Джон Локк (Англия, Европа)
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (Архангельск, Россия, Европа)
Патри́с Эмери́ Луму́мба (Конго-Заир, Африка)
Никко́ло Макиаве́лли (Италия, Европа)
Марк Авре́лий Антони́н (Италия, Европа)
Карл Генрих Маркс (Германия, Европа)
Махтумкули́ (Туркменистан, Азия)
Джордж Герберт Мид (Чикаго, США, Сев. Америка)
То́мас Мор (Англия, Европа)
То́мас (Фома) Мю́нцер (Германия, Европа)
Джавахарла́л Не́ру (Индия, Азия)
Анто́нио Агости́ньо Не́то (Ангола, Африка)
Никола́й Куза́нский (Германия, Европа)
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (Германия, Европа)
Фрэнсис Нвиа Кофи Ква́ме Нкру́ма (Гана, Африка)
Па́вел Ива́нович Пе́стель (Москва, Россия, Европа)
Пифагор Самосский (Греция, Европа)
Плато́н (Греция, Европа)
Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (Тамбов, Россия, Европа)
Карл Раймунд По́ппер (Австрия, Европа)
Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (Саратов, Россия, Европа)
Абу Абдуллах Джафар Рудаки (Таджикистан, Азия)
Жан-Жак Руссо́ (Швейцария, Европа)
Шóта Руставе́ли (Грузия, Азия)
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (Франция, Европа)
Токтогул Сатылганов (Кыргызстан, Азия)
Леопольд Седар Сенгор (Сенегал, Африка)
Симео́н По́лоцкий (Белоруссия, Европа)
Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (Украина, Европа)
Андре́й Евге́ньевич Сне́сарев (Воронеж, Россия, Европа)
Сокра́т (Греция, Европа)
Влади́мир Серге́евич Соловьёв (Москва, Россия, Европа)
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (Вологда, Россия, Европа)
Ге́рберт Спе́нсер (Англия, Европа)
Бенедикт Спиноза (Нидерланды, Европа)
Сунь-цзы (Вост. Китай, Азия)
Фале́с (Турция, Азия)
Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (Юж. Казахстан, Азия)
Пол (Па́уль) Карл Фе́йерабенд (Австрия, Европа)
Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (Германия, Европа)
Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте (Германия, Европа)
Фома́ Акви́нский (Италия, Европа)
Зи́гмунд Фрейд (Австрия, Европа)
Э́рих Зелигманн Фромм (Германия, Европа)
Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма (Чикаго, США, Сев. Америка)
Ма́ртин Ха́йдеггер (Германия, Европа)
Ома́р Хайя́м Нишапури́ (Иран, Азия)
Алексе́й Степа́нович Хомяко́в (Москва, Россия, Европа)
Мовсе́с Хоренаци́, Моисе́й Хоре́нский (Армения, Азия)
Марк Ту́ллий Цицеро́н (Италия, Европа)
Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (Москва, Россия, Европа)
Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (Саратов, Россия, Европа)
Ша́нкара (Юж. Индия, Азия)
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (Германия, Европа)
Ана́ния Ширакаци́ (Армения, Азия)
Арту́р Шопенга́уэр (Германия, Европа)
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (Германия, Европа)
Фри́дрих Э́нгельс (Германия, Европа)
Дезиде́рий Эра́зм (Нидерланды, Европа)
Карл Теодор Ясперс (Германия, Европа)
К макету прилагается информационный комплекс. В его состав входят:
1) Информационные карточки о жизни и деятельности каждого философа (см. рис. 5).
Рис. 5 – Информационные карточки о жизни и деятельности философов (образец)
2) Компакт-диск с 250 учебниками и учебными пособиями по тематике исследования.
3) Компакт-диск с 69 видеофильмами о жизни и деятельности философов.
4) Инструкция по работе с обучающим комплексом.
5) Сборник с тестами и контрольными вопросами для закрепления знаний после работы с обучающим комплексом (приводится ниже).
Сборник тестов и контрольных вопросов для закрепления знаний
после работы с обучающим комплексом
1. Назовите главных представителей Античной философии; философии Средневековья; эпохи Возрождения; Нового времени; современности.
2. Перечислите крупнейших российских философов; философов Азии, Африки, Америки.
3. Кратко охарактеризуйте особенности западноевропейской; русской; мусульманской; африканской философии.
4. Назовите и покажите на карте место жизни и деятельности философа, жившего раньше всех изученных деятелей философии; философа, жившего позже всех.
5. Кого из мыслителей вы могли бы добавить в список персонажей обучающего комплекса?
6. Что принимал за первоначало мира древнегреческий философ Фалес?
а) воду;
б) воздух;
в) апейрон;
г) огонь.
7. Что принимал за первоначало мира Гераклит?
а) воду;
б) воздух;
в) апейрон;
г) огонь.
8. Назовите русского философа, писателя, родоначальника революционной мысли в России, автора «Путешествия из Петербурга в Москву»:
а) Г.Р. Державин;
б) А.Н. Радищев;
в) Ф.М. Достоевский;
г) Л.Н. Толстой.
9. Французский философ, математик, физик, физиолог, родоначальник рационализма:
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Вольтер;
г) Ж.Ж. Руссо.
10. Основоположником русского материализма, жившим в ХVIII в., является:
а) М. Ломоносов;
б) Л. Толстой;
в) Н. Бердяев;
г) В. Ленин.
11. Древнегреческий философ, основоположник науки логики, ученик Платона:
а) Гераклит;
б) аль-Фараби;
в) Аристотель;
г) Марк Аврелий.
12. Польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира:
а) Н. Макиавелли;
б) Г. Сковорода;
в) Н. Бердяев;
г) Н. Коперник.
13. Кого традиционно считают основоположником немецкой классической философии?
а) Г. Лейбница;
б) Г. Гегеля;
в) К. Маркса;
г) И. Канта.
14. Основоположник античной диалектики:
а) Гераклит;
б) Фалес;
в) Платон;
г) Аристотель.
15. Философ, чье имя традиционно связывают с понятием «даосизм»:
а) Лао-цзы;
б) Кун-цзы;
в) Сунь-цзы;
г) Шанкара.
16. Представителем какого исторического типа философии является англичанин Дж. Локк?
а) Философия Древнего мира;
б) Философия Средневековья;
в) Философия Нового времени;
г) Философия современности.
17. Кто написал философский труд «Критика чистого разума»?
а) Г. Лейбница;
б) Г. Гегеля;
в) К. Маркса;
г) И. Канта.
18. Кто является основоположником объективного идеализма?
а) Гераклит;
б) Фалес;
в) Платон;
г) Аристотель.
19. Исторический тип философии, временной отрезок которого приходится на V–XV вв., называется:
а) эпоха Просвещения;
б) эпоха Возрождения;
в) Средние века;
г) Новое время.
20. Направление католической философии, основанное Фомой Аквинским, получило название:
а) экзистенциализм;
б) феноменология;
в) герменевтика;
г) томизм.
21. Произведение «Оправдание добра» принадлежит перу:
а) Н. Бердяева;
б) Л. Шестова;
в) В. Соловьева;
г) П. Флоренского.
22. Методология научно-исследовательских программ разработана:
а) К. Поппером;
б) П. Фейерабендом;
в) И. Лакатосом;
г) Т.Куном.
23. Основоположником учения о категориях в философии традиционно считается:
а) Сократ;
б) Парменид;
в) Зенон;
г) Аристотель.
24. Авторство диалектико-материалистической концепции развития принадлежит:
а) К. Марксу;
б) Г. Гегелю;
в) А. Камю;
г) Т. Куну.
25. Авторство законов диалектики принадлежит:
а) И. Канту;
б) Г. Гегелю;
в) В. Ленину;
г) Ж.-П. Сартру.
Учебный материал обучающего комплекса рассчитан на курсантов 1 и 2-го курсов, изучающих дисциплину «Философия». Он может использоваться как во время лекций, при объяснении учебного материала по истории философии (занятия №№ 1–4, 6–7 Учебной программы по дисциплине «Философия» по специальности (специализации) 080507 «Тыловое обеспечение» «Продовольственное и вещевое обеспечение войск (сил)»), так и в ходе семинаров (занятия №№ 5 и 8). Всего 20 часов учебных занятий по расписанию.
Он будет полезен курсантам, готовящим доклады и фиксированные сообщения по дисциплине «Философия» во время самостоятельной подготовки (10 часов в соответствии с учебной программой).
В дальнейшем обучающиеся могут постоянно обращаться к материалу комплекса при изучении историко-философской составляющей разделов программы («Проблемы онтологии, гносеологии и диалектики», «Социальная философия», «Философская антропология и аксиология», «Философское понимание мира, войны, национальной безопасности»).
Особенно нужно рекомендовать материал обучающего комплекса при подготовке к промежуточной аттестации курсантов (экзамену).
Обучающий комплекс был апробирован во время экзаменационной сессии 2016/17 учебного года среди курсантов 2-го курса обучения 153 учебного курса.
В эксперименте приняли участие 32 обучающихся.
Им было выдано для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) 80 вопросов. Более половины из них связаны с изучением происхождения выдающихся мыслителей, школ и течений в философии.
Среди них такие:
- Исторические предпосылки, условия возникновения философии;
- Характер и особенности философии Древней Индии;
- Философия Древнего Китая. Основные направления и школы, их краткое содержание;
- Античная философия, основные периоды ее развития;
- Философия Сократа. Учение Сократа о диалектике и добродетели. Социально-философские взгляды Сократа.
- Философия Платона. Учение Платона об идеях. Социально-философские идеи Платона;
- Философия Аристотеля. Аристотель как систематизатор древнегреческой философии;
- Основные школы и наиболее выдающиеся мыслители Древнего Рима;
- Средневековая философская мысль. Основные проблемы патристики и схоластики;
- Основные черты и принципы философии Средних веков. Развитие христианских идей от Августина Блаженного до Фомы Аквинского;
- Социально-культурные предпосылки философии Возрождения. Характерные черты и выдающиеся представители гуманизма эпохи Возрождения;
- Философская мысль в культуре Древней Руси и Московского царства, основные периоды ее развития;
- Философские идеи Г. Сковороды, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева;
- Западничество и славянофильство как направления русской философии XVIII–XIX вв.;
- Философия русского космизма (идеи Н. Федорова, К. Циолковского, В. Вернадского);
- Религиозный характер отечественной философской мысли кон. XIX–нач. ХХ в., основные темы и характерные особенности;
- Эмпиризм и рационализм в западноевропейской философии XVII–XVIII вв. Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта о методе познания;
- Критическая философия И.Канта. Теория познания и этические идеи И. Канта.
- Философия Г. Гегеля. Учение Гегеля о развитии бытия, мышления и познания;
- Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Русский марксизм как философия: основные идеи и характерные черты. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин как философы;
- Поиск философией своего места в духовной жизни современного человечества;
- Основные школы и направления философии XX–XXI вв.
При подготовке к экзамену курсанты постоянно проверяли свои знания о происхождении философов и философии с картой обучающего комплекса. Информационные карточки ими тоже использовались для уяснения краткой информации о мыслителях и создания целостного образа философа и его основных идей. Для закрепления полученных знаний – проходили тестирование. Невостребованными остались только материалы, собранные на компакт-дисках – видео, аудиоматериалы, электронные книги. Они требуют использования специальной техники и времени, а их у курсанта не хватает.
Для наглядности приведем следующие диаграммы с показателями апробации материалов обучающего комплекса:
1) Динамика числа обучающихся, пользовавшихся данными географической карты при подготовке к промежуточной аттестации (рис. 6).
Рис. 6 – Динамика использования географической карты
2) Динамика числа обучающихся, пользовавшихся информационными карточками при подготовке к промежуточной аттестации (рис. 7).
Рис. 7 – Динамика использования информационных карточек
3) Динамика числа обучающихся, пользовавшихся контрольными тестами обучающего комплекса при подготовке к промежуточной аттестации (рис. 8).
Рис. 8 – Динамика использования контрольных тестов
4) Динамика числа обучающихся, пользовавшихся электронными учебниками с компакт-диска при подготовке к промежуточной аттестации (рис. 9).
Рис. 9 – Динамика использования электронных книг
5) Динамика числа обучающихся, пользовавшихся видео и аудиоматериалами с компакт-диска при подготовке к промежуточной аттестации (рис. 10).
Рис. 10 – Динамика использования видео и аудиоматриалов
Результаты апробации показывают, что количество обучающихся, использовавших материалы обучающего комплекса, зависит от нескольких факторов: 1) от дня подготовки – наименьшее количество обратившихся за помощью приходится на субботу и воскресенье, наибольшее – в последние перед сдачей промежуточной аттестации дни; 2) от характера обучающего материала – максимальное количество обучающихся использовали карту, информационные карточки и тесты (некоторые неоднократно), минимальное количество – материалы компакт-дисков.
По отзывам участников эксперимента, материалы обучающего комплекса значительно упростили подготовку курсантов к промежуточной аттестации. Вот некоторые из таких отзывов:
«Макет «100 философов» интересный. Он привлекает возможностью наглядно представить изучаемую информацию».
«Я плохо представлял себе историю философии пока не получил возможность ее изучения с помощью макета».
«Никогда не мог бы подумать, как много интересного можно узнать о философии, пользуясь макетом и электронным комплексом к нему».
«Пользуясь макетом, почувствовал гордость за свою Родину. Оказывается в России философов не меньше, чем в Западной Европе».
«Мне не понравилось. Красиво, но это отвлекает от учебника. К тому же такой же материал, если постараться, можно найти в Интернете. Единственно хорошо, что все уже собрано».
***
В заключение следует отметить, что поставленная в данной военно-научной работе задача проанализировать историко-географический материал о жизни и деятельности 100 наиболее известных мыслителей и создать на этой основе обучающий комплекс для использования его на занятиях по дисциплине «Философия» реализована полностью.
Проведенный историко-философский и историко-географический анализ проблемы происхождения философии показал, что данный аспект истории философии имеет далеко идущие перспективы. Он позволил выявить 100 наиболее значимых мыслителей – уроженцев разных материков, частей света, стран, представителей разных народов.
Использование результатов проведенного историко-географического исследования о происхождении философии позволило подготовить специализированный обучающий комплекс «100 философов» и применить его образовательный потенциал при подготовке к промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Философия».
В ходе апробации специализированного обучающего комплекса стало ясно, насколько он полезен и удобен в образовательном процессе военного вуза.
Научная новизна и практическая значимость проведенного исследования очевидны. Данная работа показала, что анализ географического аспекта истории философии, историко-географическое исследование происхождения философии, ее главных представителей и основных школ на уровне курсантов проводится впервые. Изготовленный авторами обучающий комплекс и составленные по его использованию рекомендации, могут использоваться в ВВИМО как курсантами, так и преподавателями, ведущими обучение по дисциплине «Философия».