ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ

Бронникова Н.А. 1, Токарева Е.Ю. 2
1Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева, филиал Тюменского университета
2Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева филиал Тюменского университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Для навыков в правильной речи и правильном письме

полезно знать... и фонетику»

Д.Н.Ушаков

Язык, являющийся важнейшим средством человеческого общения, осуществляет эту свою основную функцию, прежде всего через звучащую речь, а также путем письменной речи.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

Фонетика занимает особое место среди других разделов лингвистики. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного смыслового значения.

Звуковой строй языка можно изучать разными способами. Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звука.

Изучение фонетики во времени совмещается с обучением грамоте, т.е. с работой по букварю (азбуке). В этот период уроки, как правило, объединяют звук и его букву. Но в дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетического содержания, связанные с правописанием и культурой речи: «Сочетание жи, ши, ча, ща, чу, щу», «Употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «Ь разделительный», «Употребление ъ в середине слова», «Двойные согласные», «Ударение», «Безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании».

Фонетические темы, как и орфографические, подчас «вклиниваются» в грамматический материал. Кроме того, фонетическая линия, сливаясь с орфографической, не прерывается, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения, ибо она связана и с чтением, и с письмом, и с устным говорением, и с аудированием. Непрерывность этой линии обеспечивается фонетическим разбором в системе языкового анализа.

В области методов обучения обращают внимание на такие условия: а) опора на практическое усвоение языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области; б) постоянное сопоставление звукового и буквенного состава единиц языка; в) установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква; г) проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса; д) тренировка слуха, тренировка пишущей руки; е) образцы хорошего произношения и каллиграфического письма и прочее.

Как только ребенок начинает обучаться в школе, он быстро и четко отвечает: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем». И в то же время он как раз и перестает слышать звуки.

В научной литературе выделяются следующие типы фонетических ошибок: 1) смешение понятий «буква» и «звук»; 2) неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе; 3) неправильное определение ударного слога; 4) неверное деление слова на слоги. Эти типы ошибок обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.

Успешному развитию и формированию фонетических умений и навыков, по нашему мнению, способствуют следующие условия:

- обеспечение мотивации фонетических действий и законов с целью формирования ориентировочной основы деятельности. Например, фонетическая зарядка;

- организация творческой и игровой деятельности при обучении фонетики с целью развития познавательной активности учащихся. Например, фонетические игры «Звуковые часы», «Капитаны» и т.д;

- для тренировки фонематического слуха важна отработка правильной артикуляции и воспроизведения звуков по подражанию (зрительный и звуковой методы). Например, игры с мячом, направленные на формирование навыков фонематического слуха – «Стучалочка», «Тихо – громко», «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» и т.д.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что при формировании фонетических умений и навыков необходимо учитывать: во-первых, индивидуальные особенности каждого ребенка по уровню развития фонематического слуха, от умения обнаруживать ошибки; во-вторых, учитель должен стараться найти подход к каждому ребенку с помощью различных видов деятельности.

Просмотров работы: 325