РОЛЬ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зиннатуллина Л.Ф. 1, Зайцева А.А. 1, Басырова Г.В. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы, г.Уфа, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема проекта:

«Роль сказок в воспитании патриотизма младших школьников»

Актуальность проектной работы связана с тем, что в последнее время особенное значение придается формированию важных духовно-нравственных качеств. Среди таковых качеств можно отметить патриотизм, формирование которого возможно успешно проводить посредством сказок, в частности русских народных. Изучая русские народные сказки, ребенок способен измениться в духовно-нравственном плане:

  • он становится добрее, искреннее;

  • у него развивается образное мышление;

  • у ребенка формируются «здоровые» представления нормах поведения людей;

  • младший школьник становится патриотом, любящим свою Родину.

Для того, чтобы научить детей быть истинными патриотами, студенты 2 курса направления «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» совместно с обучающимися МАОУ ЦО № 35 г. Уфы, под руководством преподавателя Гуровой Е.А. реализовали проект «Роль сказок в воспитании патриотизма младших школьников».

Цель: Привить детям чувство патриотизма с помощью создания альбома сказочных героев на основе творческих работ детей младшего школьного возраста, которые символизируют собой любовь к Родине.

Задачи:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле, воспитание нравственных чувств;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • овладение элементарной художественной грамотой, приобретение опыта работы в графике с различными художественными материалами.

Материально техническое обеспечение: наглядный материал (картинки из русских народных сказок, сами сказки), бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски.

Ход выполнения проекта:

  1. Знакомство детей с устными народными сказками: что такое устные народные сказки, какие они бывают, знакомство с некоторыми незнакомыми для детей сказками.

  1. Обучение детей верному пониманию и трактованию устных народных сказок. Мы предложили детям несколько сказок с иллюстрациями и попросили детей прочитать их и рассказать, как они поняли содержание сказок. Очень важно чтобы дети поняли эти сказки и научились правильно трактовать поступки героев. Мы записывали характеристики сказочных героев, которые давались детьми. Мы объяснили детям, что если герой в сказке совершает хорошие поступки, то это положительный персонаж, а если герой совершает плохие поступки, то это отрицательный персонаж. Детям было необходимо выявить только тех героев, которые совершают хорошие поступки, найти изображение этого героя в книге, если оно есть, или описать этих героев, как ребенок их представляет. После проведенной работы детям стало намного понятнее трактовать поступки героев в устных народных сказах.

  1. Объяснение поступков сказочных героев с точки зрения анализа такого качества, как патриотизм. На данном этапе мы показывали детям сказочных героев, а они дети объясняли уже самостоятельно поступки героев. Были некоторые сказочные герои, поступки которых дети не могли объяснить самостоятельно, и мы их проанализировали вместе.

  1. Самостоятельная работа по созданию альбома сказочных героев. Приводим примеры создания рисунков сказочных героев учениками.

Емеля

Конек-горбунок

Финист – ясный сокол

Василиса Премудрая

Таким образом, результатом проекта станет альбом сказочных героев, составленный на основе творческих работ детей младшего школьного возраста.

Универсальные учебные действия, формируемые у детей, в результате проведения данного проекта следующие:

Личностные универсальные учебные действия: желание приобретать новые знания, осознание своих трудности и стремление к их преодолению, освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе, проявление эмоционально-ценностного отношения к сказкам и сказочным персонажам.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.

Коммуникативные универсальные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные универсальные учебные действия: применение методов информационного поиска, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Данный проект способен выявить, что создание альбома положительных сказочных героев из русских народных сказок привлекает детей своей яркостью, креативным подходом в воспитании патриотизма у детей. Данный проект будет интересен для обучающихся. Составление такого альбома положительных сказочных героев из русских народных сказок способствуют эффективному личностному развитию младших школьников, развитию творческой активности, воображения и мышления. Созданный в результате альбом положительных сказочных героев из русских народных сказок, на основе творческих работ детей младшего школьного возраста, является убедительной мотивацией для дальнейшей их творческой работы в результате которой развивается патриотизм и другие духовно-нравственные качества.

Литература

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В.П.Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. – 233 с.

  2. Арзамасцева, И.Н. Хрестоматия по детской литературе [Текст] / И.Н. Арзамасцева - М.: Академия, 2000. – 390 с.

  3. Большева,Т.В. Учимся по сказке [Текст] /Большева Т.В. - СПб., 2001. – 210 с.

  4. Васильева, Н.Н., Новотворцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольника и младшего школьника [Текст] / Н.Н. Васильева. - Ярославль: Академия развития, 2009. – 65 с.

  5. Зинкевич-Евстегнеева,Т.Д., Формы и методы работы со сказками[Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. - М., 2010. – 287 с.

  6. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания [Текст] / Косачева И.П. - М.: АРКТИ, 2005. – 190 с.

  7. Фирсова А.М., Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В., Кольцова И.Н. Сказка как источник творчества детей [Текст] /А. М. Фирсова, Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова – М.,2001. – 188 с.

Просмотров работы: 536