ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ УРОВНЯ ИХ САМООЦЕНКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ УРОВНЯ ИХ САМООЦЕНКИ

Рожкова С.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие ученые рассматривают самооценку как один из аспектов я концепции или по-другому самосознания. Выделяют основные трактовки понятия самооценки. В первом варианте самооценку рассматривают как компонент самосознания или как вид эмоционально-ценностного самоотношения. В этом варианте показывается, какое человек имеет мнение о себе, как к себе относится. Три вида отношения к себе имеется в литературе: чувство компетенции, любовь к своему я и одобрение самого себя.

Другой вариант содержит в себе некоторые аспекты, такие как эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

Примерное определение самооценки может быть таким: самооценка – это представление индивида о своих качествах, способностях, определение места своей личности в социуме и оценивание себя через призму окружающих людей.

На становление адекватной самооценки могут повлиять такие факторы как атмосфера психологического комфорта в классе, созданная педагогом, положительной оценки учебной деятельности педагогом, родителями (лицами их замещающими) и сверстниками, обращение внимания на ошибки через положительное оценивание деятельности и аргументирование доводов, поясняющих недостаточный уровень успешности обучающегося. Так же в период обучения ребенка в младших классах необходимо формирование у ребенка критического мышления по отношению к себе. Обучающемуся необходимо анализировать свою деятельность, самому выявлять ошибки, через процесс самокритики и приходить к пониманию необходимости исправления, то есть проводить рефлексию.

Детей, имеющих высокую адекватную самооценку, характеризует активность, стремление достижения успеха, высокая самостоятельность. Они уверены, что сами смогут достичь успехов в учебе. Это результат правильной оценки своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка у детей младшего школьного возраста особенно заметно в поведении. Развитию таких детей мешает их высокая самокритичность, они не уверены в собственных силах. Такие дети остро воспринимают одобрение и все то, что способствует повышению их самооценки. Ребенку с неадекватно завышенной самооценкой свойственно переоценивание своих возможностей в учебной деятельности, качеств личности.

Во время поступления ребенка в школу у него начинается новый жизненный этап, ведущей деятельностью становится учебная деятельность с ее отличным от игровой деятельности требованиям к психике ребенка и качествам его личности. Анализируя эту деятельность, учитель оценивает их баллами. Эти баллы определяют место ребенка в обществе. Окружающие начинают оценивать личность ребенка по успехам и неудачам в учебной деятельности, и через призму этой оценки младший школьник начинает оценивать себя, то есть начинает формироваться его самооценка.

Во время учебной деятельности ребенок развивает требовательность и критичность к себе. Формируется уровень самооценки. На протяжении обучения, особенно в начальных классах, смысл отметки для школьника находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.

Отсюда следует, что роль оценок в начальных классах не заканчивается воздействием на когнитивную деятельность обучающихся. Ставя отметки учитель оценивает личность самого школьника, его качества, способности и возможности, определяет место ребенка в социуме. Ссылаясь на оценки одноклассников, школьники воспринимают их как слабых и сильных, умных и глупых, определяют их ответственность, и соответственно к ним относятся.

Воздействие оценки учителя на формирование самооценки личности младшего школьника значительно.

Отметки школьника обязаны соответствовать его знаниям. Но при оценивании необходимо присутствие педагогического такта. Значение имеет не только отметка, но и то, что учитель при этом сказал. Школьнику необходимо знание о том, чего от него ждут при следующем оценивании. Не нужно перехваливать сильных обучающихся, иначе у них будет формироваться завышенный уровень самооценки, однако слабого обучающегося необходимо поощрять, хотя бы за его старание.

Главный критерий отношения учителя к ученику должна быть вера в возможности и способности ребенка.

Ученые выяснили, что человек вызывающий доверие может в значительной степени повлиять на нашу самооценку. Поэтому большую роль в формировании самооценки младшего школьника играют члены семьи и учитель.

Изучив понятие самооценки и ее влияние на успешность в учебной деятельности младших школьников, мы делаем вывод, что самооценка это отношение человека к себе, к своим качествам личности, ценностям, через призму отношений окружающих и через успешность своей деятельности. Самооценка это соотношение реального и идеального «Я».

Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я-концепции.» С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. Адекватной считается самооценка, если она соответствует успешности человека в деятельности. Неадекватной бывает самооценка в том случае, если она не соответствует успешности выполненной работы. Поговорим о детях с завышенной самооценкой. Безусловно, самым оптимальным вариантом является адекватная самооценка, когда уровень самокритики достаточен для стремления к развитию, но не отнимает уверенности в успешности своей деятельности.

Становление и развитие самооценки ребенка обуславливается некоторыми факторами: оценка другими успеваемости в процессе обучения, характер взаимоотношения обучающегося со сверстниками и учителем, осмысление деятельности, взаимоотношение с членами семьи. На становление адекватной самооценки могут повлиять такие факторы как атмосфера психологического комфорта в классе, созданная педагогом, положительной оценки учебной деятельности педагогом, родителями (лицами их замещающими) и сверстниками, обращение внимания на ошибки через положительное оценивание деятельности и аргументирование доводов, поясняющих недостаточный уровень успешности обучающегося. Задача педагога понятна, но сложна. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы каждый обучающийся понимал, по каким критериям его оценивают и как он может исправить отрицательную оценку своей учебной деятельности. Учителю необходимо избегать открытой критики и придерживаться педагогической тактичности. Обращая внимание на ошибки учителю необходимо исходить из положительных сторон деятельности младшего школьника.

Главный критерий отношения учителя к ученику должна быть вера в возможности и способности ребенка.

Нами была проведена методика В. Г. Щур «Лесенка», которая позволила выявить уровень самооценки младшего школьника. По результатам исследования уровня самооценки личности младшего школьника мы выявили, что в Лицее №21, в 4а классе обучающихся с адекватным уровнем самооценки - 60%, обучающихся с уровнем заниженной самооценки - 24%, обучающихся с завышенным уровнем самооценки - 16%. Исследование по методике Щур «Лесенка» показало, что самый высокий процент составляет количество обучающихся, которые имеют адекватный уровень самооценки. Самый низкий процент составляют учащиеся с завышенной самооценкой.

Далее мы провели методику М. Куна «Кто я?», результаты которой показали, что в Лицее №21, в 4а классе обучающихся, которым присущ адекватный уровень самооценки составило 60%, с уровнем заниженной самооценки - 24%, обучающихся с завышенным уровнем самооценки - 16%. Нами было выявлено, что большинство обучающихся имеет адекватный уровень самооценки. Самый низкий процент составляют учащиеся с завышенной самооценкой.

Чтобы проверить зависимость успешности учебной деятельности младших школьников от уровня их самооценки, мы провели контрольную работу в Лицее №21, в 4а классе.

Анализ контрольных работ по показал, что большинство детей хорошо знают пройденный материал, почти половина справилась с контрольной работай на отлично и 2 ребенка не до конца владеют материалом. Типичные ошибки были допущены в 5 и в 3 заданиях. Необходимо повторить на уроке правила решения уравнений и величины. Результаты исследования зависимости успешности учебной деятельности младшего школьника от его уровня самооценки.

Итак по результатам проведенных методик можно выявить, что зависимость успешности учебной деятельности младших школьников от их уровня самооценки значительна. У обучающихся с адекватным уровнем самооценки уровень успешности в учебной деятельности высокий, а у обучающихся с завышенной и заниженной самооценкой уровень успешности низкий.

Для отечественных авторов самооценка – это результат развития самоотношение и работы самопознания, единство знания человеком самого себя и отношение к себе, но в то же время ни к одному из этих компонентов не сводящаяся.

Для зарубежных авторов самооценка – это аффективная оценка представления индивида о самом себе; она отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Правильное отношение к учению у младших школьников формируется постепенно. Сначала не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием)

Самооценка – это отношение к себе и познание своего Я; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения младшего школьника и его личных успехов и неудач. Становление и развитие самооценки ребенка обуславливается некоторыми факторами: оценка другими успеваемости в процессе обучения, характер взаимоотношения обучающегося со сверстниками и учителем, осмысление деятельности, взаимоотношение с членами семьи.

Литература:

  1. Довыдов, К. Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К. Д. Довыдов. – М.: Кадры, 2005. – 208 с.

  2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. - М.: Эксмо, 2008.

  3. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. - М.: Академия, 2008.

Просмотров работы: 513