ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Юшкова М.О. 1
1Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы́
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первые исследования групповой сплоченности начались в социальной психологии в западных странах. Л. Фестингер характеризовал групповую сплоченность, как результат воздействия всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они оставались внутри нее. В качестве сил, удерживающих человека в группе, при данном подходе рассматривались эмоциональная привязанность личности к группе, полезность группы для индивида и сочетаемая с этим удовлетворенность отдельных людей собственным членством в данной группе. Степень сплоченности коллектива определяется частотой и стабильностью конкретных межличностных (прежде всего – эмоциональных) контактов в ней. Следовательно, исследование групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, обязательно должно исполняться через исследование коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе [1, с. 59].

Исследования А. В. Киричука указывают, что чем более благополучно положение школьника в коллективе, тем с большим желанием он посещает школу, активнее проявляет себя в учебной и общественной работе, положительнее относятся к коллективу и его общественным интересам [2, с. 8].

Дети, которые не заняли удовлетворяющее их положение в группе и не пользующиеся взаимностью, начинают настойчиво искать общения с ровесниками вне класса, в классе же часто конфликтуют и ведут себя недоброжелательно. Все это начинает тормозить их нравственное развитие.

Другими словами, коллектив может благоприятно влиять на развитие личности ребенка в том случае, когда он находится в удовлетворяющем его положении. В противоположном случае формирование личности ребенка в коллективе затруднено.

Сплоченность детского коллектива характеризуется уровнем единомыслия и взаимодействия ее членов. Другими словами она является обобщенным показателем духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся:

  • сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

  • ясность и определенность групповых целей;

  • демократический стиль руководства;

  • взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

  • относительно небольшой объём группы;

  • отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;

  • престиж и традиции группы [3, c. 81].

Огромную роль в формировании и развитии коллектива младших школьников играет классный руководитель. Его главной задачей является развитие личности каждого ученика, формирования чувства причастности, ответственности, коллективизма и т.д. В первом классе учитель формирует взаимоотношения между детьми через учебную деятельность. На уроке иногда создается ситуация, когда учитель хвалит одного ученика за успехи и обращает внимание всего класса на это или порицает другого - за ошибки или невнимательность. В обоих случаях такая оценка учителя воспринимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища [4, c.76].

Взаимоотношения в коллективе и к личности учителя меняется в 2,3 и 4 классе. Это связанно с тем, что трудный период знакомства ребенка со школой окончился. Более тесными стали контакты с одноклассниками, а личность учителя становится несколько менее значимой. Общественная и учебная деятельности способствуют формированию коллектива, сплачивает его общими целями, интересами. Непосредственное влияние на развитие и формирование личности оказывает дружный коллектив и поддержка учителя. В следующие годы (3-4 класс) дети очень болезненно начинают реагировать на замечания взрослых, сделанных при товарищах. Это связанно с тем, что они уже получили определенный статус в группе и боятся понизить его. Они стараются исправить свои ошибки, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно ученики все глубже начинают осознавать те или иные качества личности. В классном коллективе эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят.

Также можно выделить, что взаимоотношения могут определяться педагогическим стилем. Он является одним из главных факторов развития групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.

Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности классного руководителя; сложившийся характер взаимоотношений учителя и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

С целью изучения вышеназванных факторов, влияющих на групповую сплоченность в коллективе младших школьников, нами был проведен тест на определение опосредованной групповой сплоченности (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева). Всего в исследовании приняли участие 24 обучающихся 4 класса в возрасте 10-11 лет. Исследование было проведено в Муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан.

В ходе проведения данной методики нами было выявлено, что группа имеет высокий уровень сплоченности. Так же на основе результатов было выявлено сходство в главных ценностных ориентациях членов группы (Рисунок 1). В ходе тестирования участники, в большей степени, отдавали предпочтение деловым качествам. Это говорит о том, что учащиеся осознают важность данных качеств в коллективе. Так же наблюдается значимость моральных качеств. А совокупность деловых и моральных качеств говорит о высокой сплоченности данного коллектива (68,33%)

Д – деловые качества ≈37,5

М – моральные качества ≈30,83

Э – эмоциональные качества ≈31,66

Групповая сплоченность высокая т.к. деловые и моральные качества составляют больше 60%.

(Рис 1) Главные ценностные ориентации членов группы. (В процентном соотношении)

Теперь рассмотрим результаты исследования структур межличностных отношений (Таблица 1)

Таблица 1

Результаты социометрического теста Дж. Морено.

Зоны

Количество испытуемых

Процент от группы

«Лидеры»

5

20,83

«Предпочитаемые»

15

62,5

«Принятые»

4

16,6

Рис 2. Результаты социометрического теста Дж. Морено в процентном соотношении

Исходя из этого можно сделать вывод, что дети относятся положительно друг к другу, в классе нет «отверженных детей» и присутствует традиции. Так же можно выделить, что количество взаимных выборов составило 40,27% - это средний показатель.

В исследовании был проведен опросник по определению стиля общения учителя с детьми. Тест позволил выявить предпочтение учителя к демократическому стилю, что является немаловажным фактором сплочения коллектива. Данный стиль является самым эффективным и оптимальным во взаимоотношениях в классе. (Рисунок 3)

Рис 3. Процентное соотношение результатов тестирования по определению педагогического стиля общения

Для выявления уровня сплоченности данного коллектива был взят тест Сишора. По результатам данного теста был выделен высокий уровень групповой сплоченности 73,02%. Учащиеся адекватно оценивают свою принадлежность к данному классу, стремятся остаться в данном коллективе. Так же наблюдаются положительные отношения между учащимися и учителем. На (Рисунке 4) можно наблюдать количество баллов полученных каждым ребенком в процессе тестирования.

Рис 4. Степень выраженности групповой сплоченности каждого индивида

В данной работе были проведены диагностические методики для выявления факторов групповой сплоченности младших школьников, с помощью которых можно узнать, что послужило развитию сплоченности этого класса, каковы взаимоотношения между детьми, а так же степень сплоченности в коллективе. По подобранным методикам обследованию может подвергнуться любой класс начальной школы, а так же дети дошкольного возраста.

Основываясь на результатах исследования можно сделать вывод, что наличие микрогрупп в классе не отражается на сходстве в главных ценностных ориентациях всех членов группы. Это обусловлено тем, что лидеры класса, как фактор сплоченности коллектива, благоприятно влияют на весь класс в целом.

А так же можно выделить педагогический стиль общения, который играет не последнюю роль в сплоченности класса. Выявленный в нашем исследовании демократический стиль общения классного руководителя с учащимися, так же повлиял на единство группы. Стиль, выбранный учителем, позволяет установить хорошие взаимоотношения в классе, настроить детей на взаимопонимание, помогает установить единые ценностные ориентации группы и сформировать положительный психологический климат в коллективе.

Таким образом, выявленные факторы сплоченности позволили объединить данный класс.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. "Психология" / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

  2. Довыдов, К. Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К. Д. Довыдов. – М.: Кадры, 2005. – 208 с.

  3. Киричук, А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе: проблемы общения и воспитания / А. В. Киричук, Л. А. Буевой. – М.: Тарту, 1974. – 197 с.

  4. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко, В. В. Кумарин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. - 261с.

Просмотров работы: 2981