ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ

Аслямова Г.Б. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последнее время наблюдаются проблемы у современных младших школьников, связанные со сформированностью показателей метапредметных компетенций. Особенно ощутимы такие отклонения проявляются именно в начальной школе, когда младшие школьники зачастую проявляют в учебной и иной деятельности определенную несформированность основных показателей индивидуального развития: проблемы в процессе общения со сверстниками, сложности в ходе регулирования собственного поведения, отклонения в сфере личностных показателей, отсутствие какого-либо творческого подхода к деятельности. В такой ситуации именно потенциал предмета «Изобразительное искусство» способен во многом положительным образом повлиять на формирование метапредметных компетенций младшего школьника. Разнообразие методов и приемов, используемых в процессе преподавания ИЗО в начальной школе способно искоренить проблемы при формировании метапредметных компетенций, повышая и поддерживая уровень индивидуальных показателей ребенка. Таким образом, возникает следующее противоречие:

- между необходимостью изучать проблемы формирования метапредметных компетенций и неоднозначностью освещения данного вопроса в научной литературе,

- между необходимостью работать над формированием метапредметных компетенций и отсутствием универсальных методик для выявления показателей индивидуального развития младшего школьника,

- между необходимостью изучать особенности формирования метапредметных компетенций и необходимостью учитывать индивидуальные особенности младшего школьника. Соответственно,возникает следующая проблема: как педагогу, преподающему ИЗО, выстроить эффективную систему работы по формированию метапредметных компетенций для достижения наилучшего результата в сфере сформированности индивидуальных показателей развития младшего школьника? Цель исследования - изучить особенности формирования метапредметных компетенций на уроках ИЗО младшего школьника. Объект исследования – метапредметные компетенции на уроках ИЗО младшего школьника, обучающегося во 2-м классе. Предмет исследования – особенности формирования метапредметных компетенций на уроках ИЗО. Гипотеза: уроки изобразительного искусства во 2-м классе будут способствовать регулярному прогрессу в формировании метапредметных компетенций на уроках ИЗО, если:

- будут изучены основные источники литературы по вопросам формирования метапредметных компетенций на уроках ИЗО,

- будет организована систематическая работа по формированию метапредметных компетенций на уроках ИЗО,

- если будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Конкретизировать понятие и критерии формирования метапредметных компетенций.

3. Провести диагностическое исследование по формированию метапредметных компетенций младшего школьного возраста в рамках констатирующего этапа эксперимента.

5. Составить проект Программы по формированию метапредметных компетенций на уроках ИЗО.

6. Составить методические рекомендации по формированию метапредметных компетенций на уроках ИЗО, направленных на успешную работу над сформированностью показателей индивидуального развития младшего школьника. Методы исследования:

  1. Изучение научной педагогической и методической литературы;

  2. Анализ и систематизация специальной литературы;

3. Диагностический эксперимент, тестирование, анкетирование;

4. Составление методических рекомендаций по изучению предмета ИЗО. Этапы исследования:

  1. На первом этапе проведен констатирующий эксперимент, проведенный для выявления первоначального уровня сформированности метапредметных компетенций.

  2. На втором этапе была представлена примерная программа работы над формированием метапредметных компетенций на уроках ИЗО в рамках учебной деятельности и внеурочной деятельности.

  3. На третьем этапе были систематизированы результаты данного исследования. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что собранный материал по теме исследования позволяют расширить и углубить теоретические представления о сфере и возможностях преподавания ИЗО в начальной школе для успешного индивидуального развития обучающихся. Практическая значимость исследования: предложенные методические рекомендации и примерная программа занятий по работе над метапредметными компетенциями для обучающегося 2-го класса могут быть использованы в практической деятельности педагогов в образовательных учреждениях в процессе преподавания ИЗО также в 3-м и 4-м классах, в учетом проведения небольших корректив. Также данный материал может быть также использован при создании учебных пособий и методических рекомендаций при работе над индивидуальным развитием ребенка на уроках ИЗО на следующих ступенях обучения. База исследования: МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов. Структура курсовой работы: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список используемой литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ метаПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1.  
    1. Понятие метапредметных компетенций

Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, личностными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. По мнению А.В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта» [25, с. 58], что особо подчеркивает актуальность темы данного исследования. В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. Поэтому постараемся рассмотреть внедрение в образовательный процесс метапредметных компетенций с точки зрения научного осмысления. Достижение метапредметных результатов, по мнению некоторых учёных современной педагогики, опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Одной из причин фрагментарности знаний становится разобщённость предметов и отсутствие межпредметной связи. Опираясь на ФГОС сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [24, с. 8] Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и так далее.

Можем сделать вывод, что метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

  1.  
    1. Формирование метапредметных компетенций на уроках ИЗО

Умение решать нестандартные жизненные ситуации то есть умения успешно социализироваться в обществе способствуют формированию человека не только знающего, но и человека думающего то есть создание человеческой личности. Под целостной личностью подразумевается личность с целостным восприятием мира. Этого можно достигнуть лишь при условии накопления, сохранения и обобщения опыта человечества то есть знаний из различных областей.

Соответственно, метапредметными результатами уроков ИЗО являются:

- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, окружающий мир и другие);

- обогащение ключевых компетенций; - художественно-эстетическим воспитанием;

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников [14, с. 89].

Чтобы добиться этих результатов на уроках ИЗО есть возможность использовать разнообразные по структуре и по форме уроки. Использование ролевых игр как на протяжении всего урока, так и на отдельных этапах, направленные на предметную ориентацию.

Формирование метапредметных компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.

В заключении можно сказать, что на любом уроке творчества, следует формировать метапредметные компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе. При этом в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественные предпочтения учителя, его достижения в художественной деятельности) учитель может более интенсивно работать в выбранном им определённом направлении, но не ущемляя при этом остальные.

Глава 2. Практические аспекты изучения метапредметных компетенций младших школьников2.1. Стартовое диагностическое исследование метапредметных компетенций обучающихся 2-го класса

В ходе проведения эксперимента были использованы педагогические методы: наблюдение, беседа, диагностики уровня сформированности метапредметных компетенций на уроках изобразительного искусства. Целью данного исследования является выявление уровня сформированности метапредметных компетенций у младших школьников. Первая методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» ставит целью выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности. В ходе проведения методики оценивались универсальные учебные действия ребенка в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», личностное действие самоопределения и регулятивное действие оценивания собственной учебной деятельности. Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Кого можно назвать хорошим учеником, как ты считаешь? Перечисли 3-4 качества хорошего ученика (умный, серьезный, внимательный, аккуратный, добросовестный, ответственный, помогающий, добрый) - высчитывают частотность качеств: умный – выбрали 5 чел, например.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником? Почему? («нет», «да»)

3. Что тебе еще нужно, чтобы ты уверенно мог сказать про себя: «Я — хороший ученик» (может быть есть качества или умения, которыми вы бы хотели обладать)? (мне бы хотелось быть более: внимательным, умным, аккуратным, серьезным, или полностью собой доволен).

По итогам данной диагностики можно сделать вывод о количестве испытуемых в полной мере способны к рефлексивности самооценки в собственной учебной деятельности (удовлетворительные ответы на каждый их трех вопросов), о количестве детей, имеющих с этими УУД проблемы и о количестве детей, у которых совсем не сформированы личностные УУД.

В качественном аспекте по итогам данной диагностики можно сделать следующий вывод: более 70% испытуемых в полной мере способны к рефлексивности самооценки в собственной учебной деятельности. В отношении эталона социальной роли «хороший ученик» большинство детей выражают достаточное представление об этом и высокое личностное самоопределение. Для определения сформированности метапредметных компетенций применялась методика «Братья и сестры» (М. Пиаже), которая позволяет оценить коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). Инструкция:

1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

3. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

- координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

В качественном аспекте о результатах данной методики можно заключить следующее: более 60% обучающихся из экспериментальной группы показали вполне допустимые показатели – у них выявлена сформированность коммуникативных действий в пределах допустимых значений, хотя, безусловно, нужна систематическая педагогическая работа для улучшения показателей по данным действиям.

Познавательные действия оценивались средствами методики «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене). Ее цель - выявление уровня развития словесно-логического мышления, а именно: оценивание логических универсальных учебных действий.

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста: «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

  1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% детей с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин).

  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.).

  3. Месяц зимы ... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец).

  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда).

  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник).

  7. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

  8. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы).

  9. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

Оцениваемые результаты:

Высокий уровень сформированности познавательных УУД – 8-10 баллов.

Средний уровень сформированности познавательных УУД – 5-7 баллов.

Низкий уровень сформированности познавательных УУД – менее 5 баллов. Проанализировав полученные результаты по данной диагностики, мы получили следующие результаты: высокий уровень сформированности познавательных действий имеют только 6-ро обучащихся (24%), средний уровень сформированности познавательных действий имеют 6-ро учеников (24%) и, наконец, низкий уровень сформированности познавательных действий также выявлен у 13-ти обучающихся (52%).

Полученные результаты в целом продемонстрировали, что у детей из экспериментальной группы преобладает низкий уровень познавательных действий. Для улучшения результатов в опытном классе в течение учебного года педагогами должны проводиться мероприятия, направленные на формирование метапредметных компетенций, в частности, познавательных учебных действий.

Заключение. Целью данной курсовой работы было изучение особенностей формирования метапредметных компетенций на уроках ИЗО. Работа проходила в несколько этапов: на первом этапе мы изучили соответствующую литературу, на втором этапе мы описали проведенное диагностическое исследование, направленное на выявление сформированности показателей метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста, третий этап работы носил методический характер, в нем мы представили методические рекомендации по формированию метапредметных компетенций у обучающихся 2-го класса на уроках ИЗО. На уроках ИЗО развиваются следующие метапредметные компетенции: - креативные и творческие способности, которые развиваются в процессе необычных форм работы; - коммуникативные, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей; - личностные: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций; - регулятивные: способности к контролю и анализу своей творческой деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других. Кроме того, учебная деятельность на уроках ИЗО развивает у обучающихся также основы гражданской идентичности, любовь к малой Родине, художественные умения и навыки, овладение практическими умениями и навыками в рисунке, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, умение обсуждать и анализировать свои творческие работы и работы других. По итогам проведения диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности ключевых метапредметных компетенций, мы выявили, что преобладает средний уровень сформированности таких компетенций. Это указывает на необходимость соответствующей методической работы по формированию всех видов ключевых показателей в рамках развития метапредметных компетенций младшего школьника. Список использованной литературы:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 322 с.

  2. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического сопровождения. Монография [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. — М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2012. — 210 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский- М., 1967. - 293с.

  4. Гилядов С.Р. Опыт применения системы оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.Р. Гилядов // Завуч. - 2011.- № 7.- С. 35-42.

  5. Дейкина А.Ю. Сущность и проблемы изучения познавательного интереса [Текст] /А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - 279с.

  6. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. 1, 2, 3 класс [Текст]. Авт.-сост. Лаврентьева Т.М., Исакова О.А. - Волгоград: Учитель, 2015. – 242 с.

  7. Домбровский А. Метод проектов. Размышления собственными руками [Текст] / А. Домбровский. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.- 96с.

  8. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. – 290 с.

  9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер; 2009 – 434с.

  10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 119 с.

  11. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

  12. Кукушкин В.С. Педагогика начального образования [Текст] / Кукушкин В.С., А.В. Болдырева-Вараксина. Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; 2005. – 592 с.

  13. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности детей средствами творческих проектов // Омский научный вестник. - 2008. - № 4. - С. 136-140.

  14. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – 188 с.

  15. Неменский Б.М. Методическое пособие по изобразительному искусству [Текст] / Б.М. Нененский. – М.; Просвещение, 2010. – 226 с.

  16. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/ В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  17. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: [Текст] / И.П. Подласый. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

  18. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий [Текст] / Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., - М.:2006. -160с.

  19. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. [Текст] − М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. − 384 с.

  20. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 187 с.

  21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.

  22. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

  23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя [Текст]. М.: Просвещение, 2008. - 381с.

  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Завуч начальной школы. – 2011. − №1. – 5-12с.

  25. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58–65.

  26. Чадина Т.А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе /Методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 211 с.

  27. Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как разрабатывать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы intel [Текст]. – М.:2006 г. – 150с.

  28. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). [Текст] / П.М. Якобсон - М.: Просвещение – 1966.- 291 с.

  29. Яковлева, Н.Ф. Творческая деятельность в образовательном учреждении [Текст]: учебное пособие. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 144 с.

Просмотров работы: 1111