«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАММ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАММ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

черных в.в. 1, Мурзина Л.В. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: В связи с введением Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к качеству обучения младшего школьника стали предъявляться строго регламентированные требования в области сформированности предметных и метапредметных компетенций. Изучение каждого предмета и каждой темы стало регулироваться перечнем определенных учебных умений, которые должны быть сформированы у обучающихся начального звена. Это касается и предмета «Русский язык», в ФГОС НОО прописано, что предметные результаты должны отражать сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические), в частности, предметными результатами по орфографии в начальной школе должны быть следующие умения:

- находить изученные орфограммы в словах, правильно писать слова с изученными орфограммами;

- обосновывать выбор написания;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать изученные в 1-2-м классах слова с непроверяемыми написаниями [2, с. 199].

В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников – это формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в общении. Но проблемы орфографической грамотности у детей в начальной школе известны давно и пути решения рассматриваются до сих пор. Соответственно, актуальность данного вопроса связана прежде всего с тем, что в настоящее время вопрос формирования грамотной языковой личности является одним из приоритетных требований образования и современного общества.

Формирование грамотности у обучающегося младших классов всегда было одной из важных задач методики обучения русскому языку. Но изучение орфографических правил и применение их на практике не всегда с успехом даются «начинающему» ученику. Часто младший школьник, зная такое правило, не может его верно применить или совсем не владеющий правилом ребенок пишет слова правильно на интуитивном уровне. Такие проблемы нередки именно в начальной школе на уроках русского языка, потому что у ребенка в этом возрасте еще не сформированы в полной степени многие речевые и письменные механизмы, ему сложно дается контроль за письменной речью, которую он вынужден достаточно быстро кодировать при помощи знаков или букв.

В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя-практики старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные орфографические учебные умения и навыки. Однако до настоящего времени эта проблема также остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего проблем в обучении младших школьников связано именно с орфограммами, обнаружением орфографически опасных мест.

Вопросами обучения родному языку и формирования грамотности ребенка всегда интересовались писатели, педагоги, психологи-исследователи. Среди них можно назвать такие известные фамилии, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский. Их интересовали общепедагогические и узко психологические аспекты формирования грамотной речи у ребенка.

Главная заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он создал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который и по сей день применяется в современной начальной школе. Обучение грамоте носит развивающий характер, обеспечивая умственное развитие через систему упражнений, через речевые упражнения, опираясь на жизненный опыт самих учеников, что требует высокого уровня сознательности чтения и письма. Звуковые упражнения, предложенные Ушинским весьма полезны для развития внимания в детях и прекрасно подготовляют их к правильному письму.

Орфограмма же как научное понятие исследовалась намного позже, прежде всего в работах методистов М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, М.Р. Львова. Ведущими русскими методистами считается, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило, т.е. решение орфографической задачи путем применения нужного правила. Но решение такой задачи возможно, только если обучающийся видит объект применения правила, то есть орфограмму. Только обнаружив орфограмму в слове, обучающийся сможет решить вопрос о конкретном применении правила. Получается, что именно умение обнаружить орфограмму, именуемое методистами орфографической зоркостью, становится базовым орфографическим умением ребенка, основы которого формируются в начальной школе на уроках русского языка.

По нашему мнению, недостаточно уделяется внимания именно формированию орфографической зоркости на практическом уровне, т.е. на уроках русского языка в начальной школе. Чтобы решить данную проблему, считаем необходимым рассмотреть, как происходит формирование орфографических умений у обучающихся начальных классов на уроках русского языка на примере 1-го и 2-го классов. Для решения поставленной задачи мы проанализировали два учебно-методических комплекса (далее УМК) «Школа России» и «Перспектива» по русскому языку в обозначенных выше классах. Подробный сравнительный анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1.

п/п

Орфограммы

1класс

2 класс

УМК Перспектива

УМК Школа России

УМК Перспектива

УМК Школа России

1.

Заглавная буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

3

3

13

10

2.

Безударные гласные.

5

3

18

15

3.

Слова с удвоенными согласными.

3

3

3

2

4.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости на письме.

4

2

7

3

5.

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.

3

1

1

1

6.

Согласные звонкие и глухие.

5

3

1

1

7.

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

5

3

1

4

8.

Заглавная буква в именах собственных.

3

1

1

1

9.

Разделительный Ъ и Ь знаки.

-

1

5

3

10.

Разделительное написание предлогов со словами.

-

1

3

2

11.

Правописание однокоренных слов.

-

-

3

1

12.

Буквосочетания щн, нч.

   

2

2

13.

Правописание частицы не с глаголом.

   

1

1

14.

Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

 

2

4

6

15.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

 

1

2

3

16.

Непроизносимые согласные.

   

3

1

17.

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

   

5

2

18.

Итого часов по орфограммам.

31

23

73

58

Проанализировав орфографические темы за 1 и 2 классы по УМК программ «Школа России» и «Перспектива» мы выявили, что на изучение русского языка в начальной школе выделяется в УМК «Школа России», 641 час, а в программе «Перспектива» на 34 часа больше – 675 ч. При этом в 1 классе отводится на предмет «Русский язык» по 165 часов, во 2 классе на уроки русского языка отводится уже по 170 часов.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Содержание обучения грамоте разделяется на три периода: добукварный (подготовительный), букварный (основной) и послебукварный (заключительный) [3, с. 53].

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и чтения. Курс русского языка представлен в программах следующими содержательными линиями: система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи [1, с. 29].

При анализе мы обратили внимание на общее количество часов, которые отводится на изучение орфограмм в 1–2 классах, и обнаружили, что на изучение орфограмм отводится большее количество часов в УМК «Перспектива». Всего на изучение орфограмм в 1 классе по программе «Перспектива» выделяется 31 час, а в «Школе России» 23 часа; во 2 классе по программе «Перспектива» на этот же раздел выделяется уже 73 часа, а в «Школе России» 58 часов, поэтому часов на изучения конкретных орфограмм в УМК также отводится меньше.

При изучении в 1 классе безударных гласных больше часов уделяется в УМК «Перспектива», чем в УМК «Школа России» (больше на 2 часа), а на изучение слов с удвоенными согласными уделяется одинаковое количество времени – по 3 часа. Орфограмме «Удвоенная согласная» уделяется одинаковое количество по 3 часа, причем как в 1 классе, так и в 2 классе в двух УМК. Орфограмме «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости на письме» выделяется общее количество часов в «Перспективе 11 часов: 4 часа в 1 классе и 7 часов во 2 классе, а в «Школе России» только 5 часов: по 2 и 3 часа в 1 и 2 классах, соответственно. Орфограммам «Согласные звонкие и глухие», «Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» по «Перспективе» уделяется одинаковое количество часов в 1 классе – по 5 часов, во 2 классе по 1 часу на повторение, а в «Школе России» по 3 часа и 1 часу в 1 и 2 классах, соответственно. Орфограмме «Заглавная буква в именах собственных» в «Перспективе» отводится 4 часа – в 1 классе 3 часа, во втором – 1 час, а в «Школе России» 2 часа – по 1 часу на каждый год. Все орфограммы, которые дети изучают в 1 классе, они повторно проходят еще и во втором классе, что означает: обучение орфограмма по рассмотренным УМК осуществляется на основе системного подхода. В УМК «Школа России» уделяется наибольшее количество часов на изучение орфограммы «Безударные гласные» – 15 часов. Также большое количество часов уделяется на изучение следующих тем: «Предложение» и «Знаки препинания». Также уделяется большое количество часов на изучение звуков и букв.

Во 2 классе вводятся для изучения следующие новые орфограммы: «Буквосочетания щн, нч», «Правописание частицы не с глаголом», «Правописание слов с парным по глухости / звонкости согласным на конце слова и перед согласным», «Правописание слов с непроверяемыми написаниями», «Непроизносимые согласные», «Корень – главная часть слова», «Однокоренные (родственные) слова». Продолжают изучаться следующие орфограммы «Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ», «Заглавная буква в начале предложения». «Знаки препинания в конце предложения», «Безударные гласные», «Слова с удвоенными согласными», «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости на письме».

Проходя педагогическую практику, в школе мы заметили, что дети имеют больше затруднений при изучении орфограммы «Безударные гласные». В связи с этим мы считаем, что в первом классе необходимо увеличить количество часов на изучение безударных гласных, а также полагаем, что изучение этой темы следует начинать уже с 1 класса.

Эффективность изучения этой орфограммы на уроках русского языка мы предлагаем увеличить за счет сочетания современных и традиционных технологий, т.е. применение проблемного метода обучения с использованием ИКТ.

Далее мы представляем методические рекомендации по изучению орфограмм в начальных классах:

- увеличить объем упражнений, направленных на формирование познавательной самостоятельности и активности младших школьников;- подбирать материал с учетом орфограммы, различных по степени трудности;- включить упражнения, развивающие у учеников орфографическую зоркость;- использовать информационные коммуникативные технологии (ИКТ) при обучении, тем самым повысив понимание у детей значимость уроков русского языка;

-применять интересные, игровые методы, приемы, где больше внимания уделяется буквам и звукам.

Такими вариантами упражнений могут быть:

1) угадать заданные звуки в словах;

2) придумать детьми слова на заданные звуки;

3) разложить слова на слоги и слоги на звуки;

4) сложить слова из звуков;

5) заменить одни звуки другими, например, кот, рот и т. д.

6) приставь буквы к началу слова, например, рот – крот, рак – фрак. Это очень полезно для приучения детей к соединению нескольких согласных и на письме, и в произношении, при этом необходимо учитывать, чтобы каждую согласную было слышно в слове;

7) приставить букву на конце слова;

8) поменять местами одних и тех же звуков в слове, причем меняется значение слов, например, мука – кума, кот – ток.

Так, занятия в классе можно выстроить по следующей структуре, направленной на формирования орфографических умений:1) звуко-буквенный разбор слов, который поможет развивать фонематический слух; использовать работу с моделями или моделирование слов;

2) письмо;3) чтение написанного;4) чтение тех же слов и фраз;5) чтение и списывание новых слов и фраз;6) отыскание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе;7) сложение слов из букв.

По окончании выполнения всех вышесказанных упражнений, дети смогут правильно разобрать на звуки и потом сложить каждое слово, написать его верно и, встретив его в книге, прочитают его без ошибки.

Для формирования орфографической зоркости могут быть предложены следующие упражнения:

- работа с изографами. То есть работа с такими словами, которые записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь;

- комментированное письмо. Это упражнение включает объясняющее рассуждение ученика в процессе записи слов, предложений, что дает более глубокое запоминание;

- зрительный диктант. Это орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм находят все «опасные места», объясняют условия их написания;

- диктант «Проверяю себя» (методика А.И. Кобызевым) направлен на развитие способности не только уметь обнаруживать орфограммы вообще, но и уметь определять свои личные затруднения;

- игровое упражнение «Учитель». Оно предлагает детям записать на листочках в столбик несколько слов на изученное правило с пропущенными буквами-орфограммами [1, с. 36].

Орфографическая грамотность учеников – это одна из актуальных проблем, которая стоит перед школой на протяжении всего периода обучения. Проблема орфографической грамотности до сих пор не решена окончательно, но путем использования разнообразных методов и средств, включения упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также использование игровых и занимательных материалов в период обучения в 1-2 классах можно добиться высоких результатов.

Список литературы

  1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. /А.Р. Арутюнов –М.: Русский язык, 2007. – 361 с.

  2. Краева А. А. Методика обучения правописанию в начальной школе на примере изучения безударных личных окончаний глаголов [Текст] / А. А. Краева // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 198–202.

  3. Соловейчик М.С. Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью школьников / М.С. Соловейчик // Первые шаги в изучении языка и речи. – М., 2000. – С. 52–68.

  4. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. - М. - Л.: Изд-во АПН, 1949. – 344 с.

  5. Юнусова, А.Г. Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игр и игровых упражнений [Текст] / А.Г. Юнусова / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Уфа, 2005

  6. Юнусова, А.Г. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология») [Текст] / Е.А. Савельева, Е.В. Гурова, А.Г. Юнусова, Л.К. Фаткуллина, Н.С. Нестерова, Л.А. Савельева // Мир науки. – 2016. – Т. 4. № 3. С.8-16.

  7. Яковлева, Е.А. Расширение языковых и профессиональных компетенций на примере изучения отраслевых подъязыков [Текст] / Е.А. Яковлева, А.С. Кобыскан // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. –№ 6 (61). – С. 109 - 113.

  8. Янгирова, В.М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / В.М. Янгирова, Г.З. Имашева // В сборнике: Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 166-172.

© Юнусова А.Г., Мурзина Л., Черных В., 2016

Просмотров работы: 1610