В этом произведении философ описывает свою жизнь, показывая на собственном примере человека, ищущего смысл жизни, который принесет удовлетворение человеческой душе, и заключающийся, по мнению Августина, в познании Бога и жизни с Ним. Автор вспоминает свою прошлую жизнь с самого ее начала, подвергая системному анализу все желания души, порожденные ею для получения удовлетворения и покоя, и делает вывод, что они не оправдали в полноте своего назначения, давая непостоянную радость, наслаждение и покой, но утрачивающих со временем свою полноту и желанность.
На описании своих душевных исканий Августин рассматривает одну из главных проблем бытия человеческого – диалектику. Все бытие устроено таким образом, что в нем всегда борются два противоположных начала – добро и зло, светлое и темное, радость и печаль и тому подобное. Такая борьба постоянно происходит и в человеке, сотворенному по образу и подобию Божьему. Но в результате непослушания Богу, человек приобретает греховную природу, которая всегда противоречит Божьей воле и враждует с ней. Счастье человека, по мнению Августина, зависит от той субстанции, которой человек позволяет занять в своей жизни господствующее место. По исповеди Августина очевидно, что человек будет счастлив и обретет истинный смысл жизни и удовлетворение в ней, полностью подчинившись Богу, который есть истина и источник радости и покоя. И следствием этого будет любовь человека к людям и стремление делать им добро.
С того момента, когда Августин признал господство Бога в своей жизни, его мировоззрение и образ мышления кардинально меняются, на место эгоизма приходит теоцентризм, Бог становится самой главной фигурой в жизни Августина. В своей работе автор использует себя как некий человеческий образ, иллюстрирующий суть мышления и жизни людей, имеющих теоцентричный взгляд на бытие. Перечеркнув все свои прошлые увлечения и интересы, Августин увлечен только Богом и Божественным, стараясь посредством «Исповеди» донести читателю все превосходства такой жизни, а также справедливость теоцентричного учения, указывая на величие, всемогущество и непостижимость Бога с одной стороны, и на его любовь, терпение и снисхождение к людям, проявленное во Христе, с другой.
Основываясь на этом, Августин переходит как бы к практической части познания Бога, оставшуюся часть книги размышляя над герменевтическими проблемами Библии, вступая а мысленный диалог с Богом. Он пытается с позиции религиозной философии исследовать феномен времени, вечности, человеческой памяти и некоторых религиозных вопросов, постоянно осознавая свое бессилие, и прося помощи у Бога.
Закачивая свое произведение, Августин подводит читателя к основному выводу своей работы и к основному ее стержню: «Кто из людей поможет человеку понять это? Какой ангел ангелу? Какой ангел человеку? У Тебя надо просить, в Тебе искать, к Тебе стучаться: так, только так ты получишь, найдешь и тебе откроют» (1, С. 392). Он снова указывает на Бога, как на первопричину всего существующего и источник всякого познания и блага.
Таким образом, книга Августина «Исповедь» является не только источником глубокой религиозно-философской мысли, но и высокохудожественным литературным произведением, которое будет волновать поколения многих читателей и послужит к их самосовершенствованию.
Литература
Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. — М.: «Ренессанс», СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с.
Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. — М., 2012.
Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. — М.:Благовест, 2004.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 2010. — С. 181—340.