ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ковшова Д.В. 1, Октябрева Е.А. 1, Конторщикова К.Д. 1
1БГПУ им. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: Башкортостан – республика многонациональная. На башкирской земле в дружбе и согласии живут десятки народов: башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, украинцы. Каждая народность старается следовать определенным национальным обычаям и традиция, благодаря чему с раннего возраста ребенок, впитывает культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культурах разных народов. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям, доброжелательность, внимание, ответственность, дружелюбие - ­одна из важнейших задач работы педагога. Каждый человек должен не только помнить события своей жизни, но и знать историю своего народа, человечества, культуру окружающих его людей. Только тогда он сможет осознать свое место в череде поколений и глубже уяснить смысл своей жизни.

Младший школьный возраст сензетивен для развития творческой активности. Творческая активность особенно эффективно развивать через через изобразительную деятельность, потому что именно в этой области формируется воображение, фантазия, нраственно-эстетическое отношение к действительности. Особенно эффективно творческая активная младших школьников развивается через проектную деятельность.

Учебный проект, который позволяет сформировать у детей способность к реализации практической деятельности, а именно способность ставить цель, определять и планировать способы достижения цели, осуществлять анализ и давать оценку полученным результатам [3, 56].

Для того, чтобы активизировать процесс изучения традиций и обычаев народов, проживающих на территории Башкортостана, студентами 1 курса направления «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» совместно с воспитанниками Городского социального приюта и учениками МБОУ Гимназия № 64 г. Уфы, был проведен проект «Традиционные блюда народов Республик Башкортостан». В статье мы рассмотрим проведение проекта «Традиционные блюда башкирского народа».

Цель проекта: выполнение макетов традиционных блюд народов Республик Башкортостан для интерактивных игр и выставочных экспозиций.

Задачи проекта:

  • воспитание патриотизма, эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, интереса и уважения к культуре и искусству разных народов;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,

  • развитие умений и навыков сотрудничества в деятельности, в частности, художественной;

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Материалы, используемые в проекте: картон, гуашь, акрил, клей, кисти, цветные карандаши, фломастеры, стаканчики для воды, палитра, иголки, нитки, солёное тесто и др.

Ход выполнения проекта:

  1. Изучение разработанности темы проекта в исторических, педагогической науках и практике современного образования.

В энциклопедии «Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки» утварь и кухня башкирского народа описывается следующим образом: «Кожаную посуду изготовляли из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Среди указанных материалов башкиры предпочитали лошадиные шкуры, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. При изготовлении сосудов утилиризовалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд (саба) для приготовления и содержания кумыса, вместимостью до 12-13 ведер. Сложный в изготовлении, этот сосуд, за ненадобностью в хозяйстве, постепенно вышел из употребления раньше других видов традиционной посуды. Из лошадиной кожи делались большие сосуды, в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники. Лошадиная кожа шла также на изготовление кожаных вьючных мешков, дорожных фляг с узким дном (мортай), ведро и кадыков, сосудов для сбивания масла и походных сумок.

Юго-восточные башкиры изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка. Эти наиболее древние сосуды кочевников среди башкир в начале XIX века встречались чрезвычайно редко» [1,76].

Башкиры выделывали также из кожи переметные сумы, конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр.

«В конце XIX - начале XX века среди бытовой утвари преобладала посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста (оро) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду. Это - чаши для еды (ашлау, алдыр), кумыса, ковши для разливания кумыса (ижау), вазочки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники.

Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев (батман) использовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленные сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочонках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.

В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.

В конце XIX - начале XX века в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту [1, 77].

Пища у башкир, как и у других скотоводческих народов, существовала искони разнообразная молочно-мясная кухня. Молочная пища башкир отличается разнообразием и специфичностью продуктов. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны сбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог (эремсек) и другие продукты. Кипяченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали катык. Это кушанье и сегодня распространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму кызыл эремсек. Это - катык с молоком, высушенные в котле на медленном огне, в результате получалась сладкая красноватая масса. Перед употреблением в пищу приправлялась свежим молоком и подавалась к чаю. Одним из самых распространенных и важных молочных питательных продуктов башкир был корот - кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы. Корот употребляли свежим или, слегка подсолив, высушив на солнце и прокоптив на дыму, запасали на зиму, подавая затем к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран - кислое молоко, разведенное водой. Из кобыльего молока приготовлялся кумыс, острый и утоляющий жажду, лечебный напиток.

Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты.

Бишбармак - одно из древнейших и прославленных башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Название "Бишбармак" (пять пальцев") произошло от того, что это кушанье башкиры ели руками. Приготовлялось оно всегда из свежей конины или баранины, мясо варилось в котле в продолжение нескольких часов и затем резалось на мелкие кусочки. После того, как мясо сварится, в котел клалась салма - крупная лапша, которую делают в виде квадратов. Часто башкирки просто рвут руками тесто на кусочки. Такая салма юго-восточными башкирами называется - казашья салма.

Боламык - жидкий, заправленный мукой отвар мяса с накрошенным в него сыром (корот).

В питательном режиме башкир немаловажное место занимали птицы. Башкиры добывали и употребляли в пищу куропаток, рябчиков, тетеревов, глухарей, диких уток и гусей.

Из диких животных чаще других употреблялись в пищу зайцы, козы. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.

Наряду с молочными и мясными продуктами башкиры издавна готовили кушанья из злаков - полбы, ячменя, ржи, пшеницы, пшена. Из них изготовляли крупу и муку. Из крупы и муки в смеси с молочными продуктами башкиры приготовляли ойрэ (похлебка из ячменных или полбенных круп, заправленная корот), бутка (каша на молоке или на воде, сваренная из ячменных или полбенных круп), салма, описанная выше, талкан (мелко истолченная и поджаренная ячменная или полбенная крупа, смешивалась с маслом и затем разводилась в горячей воде), курмас (каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы), баурсак (мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, пшеничного теста, замешанного на яйцах, сваренные в кипящем конском или бараньем жиру), йыуаса (печенье из пресного пшеничного теста, изготовленное в кипящем масле или жире).

Существенно разнообразило меню употребление в пищу черемухи, клубники, земляники, малины, черной и красной смородины, ежевики, костяники и полевой вишни. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы; сушеную черемуху и вишню употребляли как начинку для пирогов. Ели также коренья и листья съедобных растений.

Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья матрёшки, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед [1, 78].

Таким образом, у юго-восточных башкир было необычайное разнообразие форм материальной культуры, которое объясняется сложностью их этнической истории, особенностями хозяйства и многообразием природных условий.

2. Проведение беседы на тему "Традиции и обычаи народов Башкортостана" с учащимися младшего школьного возраста и воспитанниками Городского социального приюта.

2.Разделение на группы. Ведение группами проектной работы.

Проект «Традиционные блюда народов Республики Башкортостан» выполнялся 4 группами. Каждая группа состояла из студентов (5 человек), учащихся 4-х классов гимназии № 64 г. Уфы (3 человека) и воспитанников Городского социального приюта (2 человека). Таким образом, каждая группа состояла из 10 человек. Группы выполняла макеты традиционных блюд разных народов (по выбору). Мы создавали макет традиционных блюд башкирского народа. [5;71-73]

3. Выполнение эскизов в карандаше.

  1. Создание большого подноса из твердого картона, украшенного башкирским народным орнаментом. На этом подносе, согласно замыслу проекта, будут размещаться тардиционные башкирские блюда - баурсак, чак-чак и кумыс. Поэтому он должен быть большим, диаметром в 50 см. После изготовления подноса, мы приступили в изготовлению составляющих частей.

Для изготовления кувшина, наполненного вкусным кумысом мы использовали банку объемом 0.33, цветную бумага, гуашь и много ваты. С помощью бумаги и банки мы смоделировали кувшин. Вырезали нужную нам заготовку, обернули ей банку и склеили по шву. Основа готова. Для декорирования кувшина мы использовали карандаши, краски, цветные бумага и картон, бусинки и пуговицы и даже блестки! После мы приступили к заполнению нашего кувшина. Мы полностью набили банку ватой. Вот и все. Наше национальный напиток – кумыс – готов! И его можно "подавать на стол".

Для создания блюда – баурсак мы использовали ткань желтого цвета, размером 5×5, 6×6, нитки, ножницы и вата. Баурсак мы изготовляли совместно с обучающимися. Для создания баурсака мы приготовили две заготовки ткани одинакового размера, сшили их между собой изнаночной стороной наружу, при этом оставили небольшое отверстие. Далее мы вывернули нашу заготовку на лицевую сторону и набили деталь, через оставленное отверстие ватой, для того, чтобы предать ей объем. После того, как мы придали нужный объем, зашили наше отверстие, получив реалистичный макет национального блюда.

При изготовлении чак-чака нами было использовано соленое тесто, которые мы замесили с помощью муки, соли и лимонной кислоты и придали заготовке золотистый окрас, добавив краситель. Затем, вместе с детьми, мы сделали маленькие овальные прямоугольники и выложили их горкой, после застывания нашего аппетитного блюда мы покрыли его лаком.

Изготовив все составляющие нашей работы, мы разместили их на подносе, украшенном башкирским народным орнаментом.

  1. Представление и защита проекта.

Студенты и школьники защитили свой проект, демонстрируя при этом полученные умения и знания и определяют перспективу последующей работы.

Результаты проекта: Работа над проектом была очень познавательной и занимательной для всех участников проектов. Учащиеся и студенты расширили и углубили знания о традициях и культуре народов Республики Башкортостана и нашей многонациональной России, научились слушать и слышать участников проекта, организовывать и планировать свою деятельность, реализовать свои творческие способности, сформировали навыки работы с различными художественными материалами [4,8]. .

Таким образом, результатом проекта стали выполненные макеты национальной башкирской кухни. Участвуя в этом проекте, у младшего школьника сформировались ключевые компетенции, такие как учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные и умение осуществлять поиск необходимой информации;

У студентов сложились общекультурные зоны ответственности, они стали глубже осознавать значение культуры как формы человеческого существования и следовать этому в своей работе, стали наиболее подготовлены к восприятию социальных и культурных различий. Для профессиональной деятельности студенты приобрели навыки применения современных методик, технологий организации и реализации образовательного процесса в различных образовательных учреждениях (в данном случае – проект проходил совместно с воспитанниками приюта и учащимися гимназии).

Студенты практиковались в разрабатывании и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности, научились применять отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности, научились выявлять и использовать возможности региональной культурной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Все участники проекта развили способности проявлять оригинальность, новизну, фантазию, воображение, проявили умение представлять свои идеи по выполнению задания проекта, умение создавать неповторимые, убедительные, оригинальные проекты.

Литература:

  1. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки [Текст] / под ред. Р.Г. Кузеева, В.Я. Бабенко, И.Г. Петрова, Р.И. Якупова. - Уфа: Гилем, 2002. - 480 с.

  2. Народы Башкортостана: энциклопедия [Текст] / под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. - Уфа: Башк. энцикл, 2014. - 528 с.

  3. Планируемые результаты начального общего образования,/ авт. – сост. Л.Л.Алексеева [и др.]; под ред Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. –М. :Просвещение, 2011.

  4. Савельева, Е.А. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология») [Текст] / Е.А. Савельева, Е.В. Гурова, А.Г. Юнусова, Л.К. Фаткуллина Л.К., Н.С. Нестерова, Л.А. Савельева // Мир науки. - 2016. - Т. 4. № 3.С.8-16.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:текст с изм. и доп. на 2011 год./ М-во Образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

Просмотров работы: 1156