ТЕМА: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕМА: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ»

Агадуллина Г.Ф. 1, Латыпова А.Ф. 2, Ишдавлетова А.А. 1, Насырова А.Р. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
2БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Определение частей речи вызывает ряд трудностей у младших школьников, особенно эти трудности возникают при определении служебных слов. Дети допускают ошибки в разграничении предлогов и приставок, не понимая до конца, по каким признакам их различать, для чего нужна эта часть речи, как их правильно писать со словами.

Поэтому проблема изучения служебных частей речи в начальной школе, усвоение младшими школьниками признаков этих частей речи, их отличий от знаменательных слов является актуальной.

В первом классе изучение грамматики, грамматических понятий о частях речи носит подготовительный, пропедевтический характер.

Второй класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Во втором классе дается уже первоначальное понятие о частях речи, сообщаются некоторые существенные признаки частей речи.

В третьем классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов.

Для того, чтобы содержание программ было доступно учащимся младшего школьного возраста, чтобы знания по языку были более содержательными и осмысленными, а умения и навыки более прочными учащиеся составляют систему изучения «Служебных частей речи» и пользуются ею.

Используя данные таблицы, схемы, упражнения у выпускников начальной школы будут сформированы универсальные учебные действия.

Учитель формирует вместе с учащимися портфолио, которое будет содержать такие задания как : Терминологический словарь по служебным частям речи, Таблицы с изученными темами, перфокарты, составление самостоятельно упражнений, перфокарт, таблицы с предлогами и частицами.

Умение работать с понятийными словами так же входит в обучении младших школьников. Учащиеся самостоятельно составляют словарь на протяжении всех лет обучения. На уроках русского языка учитель с учащимися проводит терминологический диктант.

Терминологический словарь по служебным частям речи

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос.

Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

Предло́г служебная частьречи, выражающая синтаксическую зависимость именсуществительных,местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Непроизводные (древнейшие предлоги) — в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для.

Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:

наречные — вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;

отыме́нные — посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;

глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) — благодаря, несмотря на, спустя и другие.

Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения. Не склоняются и не спрягаются, и не являются членами предложения.

По строению союзы делятся на:

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения).

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль) ;

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь ;

5) ограничительно‑выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, ‑то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

Сводные таблицы изучения тем по служебным частям речи помогают учителю проследит связь, последовательность изучения их, а ученику понять, чем он должен владеть и какие правила должен знать.

Сводная таблица изучения темы «Предлоги»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изучение предлогов на пропедевтическом уровне

Предлог (1ч)

Предлоги и приставки (2ч)

Служебные части речи. Предлоги. Союзы.(3ч)

 

Правописание предлогов.(2ч)

Не с глаголами (3ч)

Значение и роль в предложении служебных частей речи (2ч)

 

Способы разграничения предлога и приставки.(1ч)

   
 

Литературные нормы употребления предлогов в речи.(1ч)

   

Сводная таблица изучения темы «Частицы»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изучение частиц на пропедевтическом уровне

Изучение частиц на пропедевтическом уровне.

Написание частицы "ся" (2ч)

Служебные части речи.(3ч)

   

Написание Ь перед частицей –ся (3ч)

 

Перфокарты появились и широко использовались в традиционной системе обучения. Однако и сегодня они не утратили свою значимость и актуальность на уроках в школе. В настоящее время перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием ли согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития

Перфокарта.

Спиши. Вставь нужные предлоги, подчеркни их.

Пчелы.

Я потерял дорогу ____________ леса. Кругом был молодой березняк. Я лег ___________ душистый клевер. ____________ ног поставил корзинку _______ грибами. ___________ головой прогудели шмели. Быстро проносились осы. Вот прилетели домашние пчелы. Они дружно брали _______ цветков сладкий сок. Потом пчелы скрылись _________ березняком.

Я отправился _________ пчелками. Так я выбрался ________ дорогу. Путь ________ дому мне указали пчелы.

из

С

за

на

Над

за

Около

с

на

   

к

     

Система упражнения на закрепление знаний о служебных частях речи состоит из дифференцированных заданий, которые помогут учащимся закрепить теоретический материал на практике и повышать общий уровень знаний по курсу русского языка

Система упражнений .

Упражнение 1.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усердии…, выполнил согласно распоряжении…, скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.

Упражнение 2.

Спишите предложения, соединяя однородные члены подходящими по смыслу сочинительными союзами. Графически покажите, какими членами предложения являются однородные члены.

1) Он сеётся ... плачет.

2) Куртка дорожная .. некрасивая

3) Он красив... умён.

4) Он красив... неумён.

5) Он умён ... хитёр.

6) Он глуп...хитёр.

7) Река широкая ... неглубокая.

8) Река неглубокая ...широкая.

9) Река не глубокая ... меокая.

Упражнение 3.

Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.

1) Каждый день родители ожидали, ... .

2) В сказке говорится о том, ....

3) Илья подошёл к окну и увидел, .....

4) Я так ничего и непонял, ... .

5) Друзья часто спрашивают о том, ... .

Упражнение 4.

Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы каждого предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.

Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как (будто) кто (то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не) обозримом пространстве.

(А. Куприн)

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу.

Занимательный материал по теме «Служебные части речи»

Загадки

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!

(служебные части речи)

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это? (предлог)

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз)

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частица)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ЧАСТИЦАМ

  1. Пословицыи поговорки.

С одним умом на базар не ходят. Слезами долги не платят. Слушая сказку, вопросов не задают. Смотри на девку, а не на юбку. Собаку в мясную лавку не посылают. *Спасибо* в карман не положишь. Средь стоящих — не сиди. Средь сидящих — не стой. Среди смеющихся — не рыдай. И не смейся средь рыдающих. Считая деньги, в долгах сидеть не будешь. С одного барана двух шкур не дерут. С пословицей не поспоришь. С ягненком не расстаться — без шашлыка остаться. Сколько ни говори *халва* — во рту сладко не станет. Слон осла не заменит. С огнем не шути, воде не верь. Сорванное яблоко обратно не прирастает. Книги читать - скуки не знать.

 

2.Фразеологизмы

 

Ни кола ни двора.

Ни свет ни заря.

Ни дать ни взять.

Ни пуха не пера.

Как ни в чем не бывало.

Ни то ни сё.

 

3.Стихи.

 

Глаголу нравится чмтать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится всё делать очень живо… Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива! Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ, НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ, Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ, Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ. глагол же, не любя безделья, С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!

 

Русский язык, мой любимый! Едва ль родилась я, Да уж говорю. Тебя я, пожалуй, Довольно, как будто,Тебя, словно маму, люблю!

Портфолио содержит упражнения и занимательные материалы, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД.

Планируемые результаты по служебным частям речи

Познакомятся с понятиями «служебные части речи»;

- ученик получит возможность научатся находить служебные части речи в тексте;

- ученик получит возможность научатья называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного,имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза);

- ученик получит возможность научиться употреблять служебные части речи в деформированном тексте

- ученик получит возможность -рассказывать о частях речи по таблице и схеме

Метапредметные УУД

Познавательные:

Познавательные:

- проводить целенаправленные наблюдения за признаками служебных частей речи и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- понимать информацию, представленную в виде таблицы;

- устанавливать связь между самостоятельными и служебными частями речи;

Регулятивные:

- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера высказывания;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Просмотров работы: 504