ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Волковец А.К. 1, Габбасова Д.Ф. 1, Сунагатуллина Л.А. 1, Ямилова А.И. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы связана прежде всего с изменением целей обучения русскому языку и появлением к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы принципиально новых требований, предусмотренных во ФГОС НОО по данному предмету, а также с методическими достижениями ряда передовых учителей, которые результатами своей профессиональной деятельности осуществляют постоянное влияние на содержание, планирование и организацию уроков и внеурочной деятельности в начальной школе, в частности, влияют на привычные формы и методы обучения синтаксису русско го языка младших школьников.

По ФГОС НОО, в начальной школе (систематический курс) на изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением словосочетания и предложения должна быть направлена на формирование у обучающихся начальных классов определенных предметных учебных действий [3; 15]:

- умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия;

- умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях;

- умения находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

- умения классифицировать предложения по цели высказывания;

- умения в тексте находить предложения с определенными характеристиками;

- умения определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения;

- умения объяснять способы нахождения главных членов предложения;

- умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с однородными членами;

- умения объяснять в предложении с однородными членами выбор нужного союза;

- умения составлять ряд однородных членов предложения и продолжать его.

При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения синтаксиса.

Раздел «Синтаксис и пунктуация» в обязательном минимуме содержания начального общего образования состоит из следующих подразделов [1; 34]:

- Словосочетание.

- Предложение. Цель высказывания, интонация.

- Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

- Знаки препинания в конце предложения.

- Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды).

- Однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Одной из важнейших задач для уроков русского языка является формирование у обучающихся начальных классов умений осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей. Поэтому в начальной школе работа над этими синтаксическими единицами занимает особенное место, так как именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетики, морфологии, лексики и, конечно же, орфографии. Младшим школьникам предложение помогает прочно осознавать значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

Работа над словосочетаниями и предложениями, как мы видим, занимает центральное место в обучении синтаксису русского языка.

Вопросы изучения синтаксиса в начальных классах в методической литературе современного периода рассматриваются в работах таких исследователей-методистов, как: Л.В. Закожурникова, Н.А. Щербакова, И.В. Прокопович и др.

В начальной школе при работе над предложением выделяется условно пять направлений [4; 68]:

1. работа над формированием грамматического понятия «предложение» (рассмотрение существенных признаков предложения);

2. работа по владению младшими школьниками структурой предложения (понимание связи слов в предложении, роли главных и второстепенных членов, распространенные и нераспространенные предложения).

3. работа по формированию у младших школьников умений по использованию в своей речи разных по цели высказывания и по интонации предложений.

4. работа над умениями точного употребления слов в предложении.

5. работа по формированию умений оформлять предложения в письменной речи.

Все пять обозначенных направлений работы по изучению синтаксиса в начальной школе активно взаимодействуют между собой. Например, изучение предложения и формирование умений пользоваться им в речи основывается на постоянном расширении у младших школьников фактических знаний о синтаксисе.

Работа над темой «Предложение» в начальной школе продолжается в течение всех четырех лет обучения. Обучающиеся начальных классов за время обучения в этом вопросе переходят от элементарных представлений о предложении как о нескольких связанных между собой словах, выражающих общую мысль, к пониманию роли главных и второстепенных членов, к изучению предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных предложений и т.д.

Учебный материал по основам синтаксиса в начальной школе изучается таким образом, что работа над предложением в течение всего учебного года пронизывает и другие темы, хотя объем синтаксического материала для младших школьников достаточно мал. Основным принципом при усвоении понятия «предложение» становится развитие у младших школьников верного представления о членах предложения: обучающиеся должны усвоить, что все члены предложения делятся на две группы (главные и второстепенные). Но в начальных классах традиционной системы обучения второстепенные члены предложения не дифференцируются на обстоятельство, определение и дополнение, а для усвоения этой темы раскрывается только сама сущность главных и второстепенных членов: структурную основу предложения составляют главные члены, которые берут на себя основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены предложения выполняют уточняющую функцию. В современной системе обучения синтаксису младших школьников уже предусмотрено общее представление о конкретных видах второстепенных членов.

Также параллельно с изучением синтаксиса в начальных классах идет и знакомство с основами пунктуации, предметом изучения которой является постановка четырех знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Постановка последнего знака ограничено изучением простого предложения с однородными членами. Хотя объем пунктуационных правил, рассматриваемых в начальной школе, незначительно мал и, главным образом, «обслуживает» конец предложения, но педагогу все-таки следует работать над пунктуацией, опираясь на их общее назначение в письменной речи.

Кроме того, одним из важных условий, которое обеспечивает эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации в начальной школе, является интеграция уроков чтения и русского языка. Младшие школьники быстрее научатся выразительно читать, опираясь на собственные знания из области синтаксиса, которые обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи. Для получения таких результатов по разделу «Синтаксис и пунктуация» эффективно использовать методически выверенную систему упражнений, направленных на достижения частных целей обучения синтаксису.

Вообще в зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности младших школьников упражнения по теме «Синтаксис» делятся на три основные группы [2; 29]:

1.Упражнения на основе образца.

2.Конструктивные упражнения.

3.Творческие упражнения.

Упражнения на основе образца и конструктивные упражнения предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций. Значительное место среди упражнений этих групп принадлежат аналитическим, а также наблюдению, слушанию и чтению предложений. Составление предложений по образцу (на основе подражания образцу) в различных вариантах также относится к этой же группе упражнений.

Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие каких-либо образцов: младшие школьники должны составлять предложения совершенно свободно. Типы заданий к творческому составлению предложений могут ограничиваться темой для составляемых предложений; визуальным объектом для составления предложений (составление предложений по картине), несколькими опорными словами, которые должны быть употреблены в составляемых предложениях.

Наиболее ценны творческие упражнения по составлению предложений в системе развития речи. Но, по сравнению с упражнениями по образцу и конструктивными упражнениями, они имеют существенный недостаток: так как результаты работы младшего школьника по первым двум видам заданий могут быть объективно измерены: отвечают ли составленное предложение поставленным задачам, верно ли выполнены задания по предложениям и т.д. Для творческих же упражнений таких критериев нет, но необходимо понимать, что творческое составление предложений только тогда имеет значительный смысл, когда оно протекает на высшем уровне возможностей школьника, то есть важно у обучающихся формировать качественные умения при работе со словом.

Таким образом, изучение синтаксиса в начальной школе представляет множество сложностей, которые педагог должен суметь преодолеть, сформировав у младших школьников обозначенные выше учебные умения в области синтаксиса и пунктуации на высоком уровне.

Предлагаем систему упражнений, который можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

  1. Прочитай текст. Выбери из данных заглавий подходящее и напиши: «Миша и бабушка», «На улице», «Скука», «Доброе дело».

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

  1. Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.

Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок?

Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину.

Сергей пошёл на поле и сорвал колосок. Он написал, что колосок рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Серёжа и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

  1. Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст.

А Мишка всё съел и был таков. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. Чуть стемнеет - косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Повадился медведь в деревню ходить.

  1. Из данных слов составь и запиши предложение:

Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

  1. Из данных слов составь и запиши предложение:

Туча, вдруг, серая, покрыла, небо

  1. Из данных слов составь и запиши предложение:

Зайка, под, серый, спал, кустом

  1. Составь из данных слов предложения и напиши текст.

идёт, труда, урок

на, бумага, и, лежат, клей, партах

ножницы, взяли, дети

фигурки, они, животных, делают

эти, ёлку, бумажные, украсят, звери

  1. Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки ветки похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их

  1. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза

  1. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце

  1. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля

  1. Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.

Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка

Также в качестве упражнения можно предложить творческое задание, связанное с описанием каких-либо картинок.

Список литературы

  1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательство: ACADEMIA, 2015. – 464 с.

  2. Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов / М.И. Кузнецова. СПб.: Просвещение, 2012. – 158 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002. – 192 с.

Просмотров работы: 10916