ЗНАКОМСТВО И МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАКОМСТВО И МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Гареева А.Ф. 1, Рахимова Э.Л. 1, Чооду Е.А. 1, Хисамутдинова А.Ф. 1
1БГПУ им.Акмуллы ИП 4
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Развитие речи – это процесс обучения детей речи, область методики преподавания русского языка, одна из главных задач учебного предмета «Русский (родной) язык» в школе. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что с приходом в школу ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования. Особенно, как показывает практика, с точки зрения употребления в речи местоимений в соответствии с нормами русского литературного языка. Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личных местоимений) в начальных классах диктуется, прежде всего, тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им» вместо с «ним», у «их» вместо у «них» и др.

Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное.

Этап 1. Знакомство обучающихся с понятием «местоимение» может быть организовано следующим образом. Предлагается следующий текст: «Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!» Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», - весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками. Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать ее каждый год». Какую сказку вы вспомнили, читая этот текст?

Для анализа данного текста учитель предлагает вопросы и задания: - Какую сказку вы вспомнили и кто ее автор? (С.Михалков. «Елочка») - Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о елочке? Почему? На кого же указывает слово она во втором предложении? К кому обращается с речью сорока? Прочитайте слова сороки. Каким словом называет сорока елочку, обращаясь к ней? (ты) - Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я).

- Прочитайте третий абзац. Кто это они? Из какого предложения вы узнали? На кого же указывает слово они? Прочитайте, что сказал мальчик. О ком он сказал, употребляя слово мы? Называет ли слово мы ребят по имени? - К кому обращаются с вопросом в последнем предложении? Как вы догадались? Какое слово указывает на тех, к кому обращаются с вопросом? Далее обучающиеся прочитывают выделенные слова в тексте, над которыми работали на уроке. Учитель сообщает, что часть речи, к которой относятся эти слова, называются местоимением.

Этап 2. Главным признаком семантики местоименных слов является их указательно-обобщенный характер (частная и общая отнесенность к явлениям окружающего мира). Яркими иллюстрациями к данному положению могут служить отрывки из художественных произведений, включённых в учебники начальной школы. Например: «Я захотел устроить бал и я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог. Испёк рассыпчатый пирог». Здесь наблюдаем употребление личного местоимения «я» в указательно-обобщенном значении, так как исходя из контекста, это и автор произведения, и в то же время любой человек в роли хозяина дома. Возможность такой трактовки связана с тем, что «местоимения задают тот или иной способ (уровень) представления (характеризации) участника ситуации, но не содержат в себе информации, соответствующей этому уровню представления». Так, личное местоимение «я» означает любое говорящее лицо, адресанта речи, но не сообщает о говорящем лице какой-либо информации (например, имени, возраста, социального положения и т.п.).

Этап 3. Показательным является пример с местоимениями «ты» и «мы»: «Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил ... Мы любим Родину ...». (Ю. Яковлев. «О нашей родине». 1 класс). Местоимение «ты» указывает на лицо, к которому обращаются с речью, адресата речи. В значении местоимения мы наблюдаем совмещение трех семантических элементов: указание на автора речи (я), собеседника (ты), объект речи (он, она, оно, они). Благодаря отсутствию соотнесенности местоимения с конкретным лицом (объектом) создаются условия сопричастности изображаемому: местоимения ставят школьника-читателя в роль адресата и соучастника скрытого диалога. В следующем проанализированном отрывке: «Мы целое утро возились с ростками. Мы их посадили своими руками. Мы с бабушкой вместе сажали рассаду, а Катя ходила с подругой по саду ...». Одним из компонентов указательного значения слова «мы» является объект речи, она, бабушка (помимо указания на адресат речи, я). Мы = я + она (бабушка). Местоимение «я» означает любого автора данного возраста; слово «бабушка», соотносимое с понятием логически третьего лица, имеет, как и слово «я», обобщенное значение: обозначает лицо, бабушку любого внука или внучки.Прочитайте загадки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните местоимения, укажите их лицо. Ты за ней, а она от тебя, ты от н.ё, а она за т.бой. (Тень). У н.ё стальные зубы. С нею дружат лесорубы. (Пила). Кто м.ня тронет, тот заплачет. (Лук). На празднике я его несу. Я с ним шагаю и пою. (Флажок).

Прочитайте местоимения сначала так, как они написаны, затем так, как мы говорим. Объясните разницу между произношением и написанием некоторых местоимений.

Заключение. В учебнике имеется достаточное количество упражнений, способствующих осознанию смыслового значения местоимения, закреплению у обучающихся умений правильно образовывать предложно-падежные формы местоимений 3-го лица и соблюдать их в устной и письменной речи.

Дополнительно к учебнику по теме «Местоимение» можно рекомендовать упражнения по данной теме.

Просмотров работы: 196