Особенностью данных машин является удобство конструкции, компактность, комфортность исполнения. Основным назначением думпера является перевозка строительных грузов различного назначения на небольшие расстояния.
Рис. 1 Думпер Barford SK10
Производители предлагают разделять модели думперов на четыре группы:
- самосвалы особо малого класса (микро-думперы),
- малотоннажные модели (мини-думперы), грузоподъемностью от 850 кг до 2 т и объемом кузова от 0,35 м3 (с шапкой 0,5 м3) до 0,9 м3.
- машины средней грузоподъемности (миди-думперы), грузоподъемность от 2,3 до 7 т, а объем кузовов — от 0,9 м3 (с шапкой 1,2 м3) до 3,5 м3 (с шапкой 4,8 м3). Машины данного класса оборудуются 3-х и 4-цилиндровыми дизелями мощностью от 35 до 70 кВт.
- машины с наибольшей полезной нагрузкой (макси-думперы). Полезная нагрузка составляет от 8 до 12 т, объем кузова — от 3,5 м3 (с шапкой 5 м3) до 4,5 м3.
Ведущими производителями думперов являются такие фирмы, как Barford, Carmix, Hermann Paus, Terex и др.
Общность конструкций заключается в компактных размерах; наличии полного привода; большой клиренс, обеспечивающий повышенную проходимость.
Ходовая часть разработана с учетом тяжелых условий работы на строительных площадках, повышенная устойчивость думпера обеспечивается пониженным расположением центра тяжести.
Повышенная поворачиваемость позволяет работать в стесненных условиях строительной площадки.
Конструкторы предусмотрительно оснастили думпер специальными разгрузочными устройствами, что позволяет использовать их при работе по благоустройству жилых территорий, дворов и прочих территорий городов и поселений.
Конструкция позволяет выполнять технологические операции по реверсному циклу передвижения, что в свою очередь экономит не только время, но и топливо, делая подобные конструкции экономичными.
Сравнивая данные модели с погрузчиками следует предпочтение отдать все же думперам с их кузовом.
Отечественная практика использования аналогичной техники представлена сельскохозяйственными тракторами с передним расположением кузова, но в настоящее время не нашедших широкого применения на строительных площадках и в системе ЖКХ.
Дальнейшее изучение конструктивных решений позволило установить достаточно эффективный вариант модернизации колесного механизма типа Илона. Колесо Илона - роликонесущее колесо, позволяющее транспортному средству двигаться в любом направлении.
Рис. 2 Колесо Илона
Конструкция представляет колесо вдоль окружности которого установлены ролики под углом 45° к оси ширины колеса.
Ролики выполнены в виде цилиндров, с уменьшением диаметра на концах относительно середины. Такая конструкция позволяет увеличить устойчивость машины при совершении маневров, т.к. увеличивается поверхность сцепления с грунтом.
При изменении направления вращения определенных колес, машина оснащенная таким колесом может двигаться в любую сторону - влево- вправо, вперед-назад, диагональных направлениях.
Данная конструкция колес позволяет вращаться машине при минимальном повреждении поверхности грунта. Это обеспечивается низкой силой трения и вращательным моментом.
Все это позволяет использовать двигатели с меньшим крутящим моментом, в отличие от гусеничного или колесного транспорта использующий подобный способ вращения.
Рассматриваемая технология применялась в космической промышленности, колеса применялись на луноходах. В военной сфере разрабатывался проект погрузчика-тягача. Машины использовались в ограниченных пространствах.
Технология не получила широкого применения в связи с тем, что для ее использования требуется изменение принципа передачи крутящего момента. Так же конструкция колеса ограничивает максимальную скорость передвижения (до 20 км/ч).
Усовершенствовать изобретение можно путем проведения экспериментов на опытном образце, путем установки тормозных механизмов на каждый ролик и созданием программы управления движением машины.
Оснащение машин колесом позволит увеличить маневренность, а доработка изобретения повысит проходимость и понизит давление на грунт.
Доработать изобретение можно использованием вместо обычных роликов, ролики выполненные на основе шин низкого давления. Использование колеса целесообразно на машинах с независимым приводом колес позволяющим осуществлять вращение каждого колеса в отдельности.
Литература.
1. Кудрявцев Е.М. КОМПАС-3D. Проектирование и расчет механических систем / Кудрявцев Е.М. // Москва, 2008.
2. Волков Д.П. Основы комплексной механизации строительства / Д.П. Волков, Е.М. Кудрявцев // Известия высших учебных заведений. Строительство. 1998. № 9. С. 54.
3. Кудрявцев Е.М. CALS-Технологии в исполнении компании АСКОН / Кудрявцев Е.М. // Механизация строительства. 2004. № 2. С. 2.
4. Севрюгина Н.С. Модернизация строительных и дорожных машин как фактор целевых установок / Н.С. Севрюгина // Строительные и дорожные машины. 2007. № 7. С. 28-29.
5. Севрюгина Н.С. Способы повышения плавности хода автомобилей эксплуатируемых в различных дорожных условиях / Н.С. Севрюгина, А.И. Савлук, А.В. Манжула // В сборнике: Инновационные материалы, технологии и оборудование для строительства современных транспортных сооружений Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2013. С. 231-235.
6. Севрюгина Н.С. Информативность параметрического диагностирования в оценке энергетического равновесия элементной базы автомобильного транспорта / Н.С. Севрюгина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 5-3 (16-3). С. 78-82.
7. Электронный ресурс: https://cirkul.info/node/3355 (дата обращения 15.12.2016г.).
8. Электронный ресурс: http://www.mascus.com.ua/strojtehnika/mini-samosvaly/barford-sk10/tas9s8n6.html (дата обращения 21.12.2016г.).