ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОУ ХАУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОУ ХАУ

Казыханова З.Н. 1
1ГБОУ ВО Башкирская Академия Государственной Службы и Управления при Главе Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «ноу-хау» является частью английского словосочетания know how to do it, означающего «знаю, как это сделать». Иными словами, «ноу-хау» – это «знать как».

Впервые термин был использован в судебной практике американцев в XIX веке, позже попал в Европу, причем из-за неопределенности перевода в некоторых странах для данного понятия применяли синонимы. Например, в Германии интеллектуальные изобретения называли wissen wie, а во Франции – savoir-fair.

В России термин появился во времена Советского Союза и употреблялся в некоторых лицензионных договорах, составляемых в Совете экономической взаимопомощи. В 1991 году ноу-хау стали называть секретами производства, а затем термин был преобразован в более широкое понятие «коммерческая тайна».

Сейчас значение слова определяется статьей 1465 Гражданского кодекса и подразумевает под собой сведения, представляющие коммерческую ценность. Непременным условием этого понятия является тот факт, что эти сведения неизвестны третьим лицам. Иными словами, никто не имеет доступа к подобной информации, кроме ее обладателя.

В ноу-хау вводится режим коммерческой тайны, а его собственники имеют исключительное право на использование секрета любыми законными способами. Стоит отметить, что это право сохраняется только до тех пор, пока тайна не стала известна третьим лицам. После утраты конфиденциальности все обладатели теряют исключительные права на свой секрет.

Для более точного понимания термина «ноу-хау» стоит определить, что является коммерческой тайной. К ней относятся конфиденциальные технические знания, экономическая, производственная либо организационная информация, результаты интеллектуального труда, включая чертежи, формулы, опытные образцы, а также методы изготовления продукции.

В торговле коммерческой тайной могут выступать рынки сбыта, сведения о конкурентах, конъюнктурная и прочая информация, известная ограниченному кругу лиц.

В банковской сфере к ноу-хау относят выгодные способы использования денег и акций, а в юридической деятельности – адвокатскую тайну. Словом, ноу-хау называют практически любые полезные сведения, которые сохраняются на условиях конфиденциальности.

Согласно статье 1465 ГК РФ, чтобы информация была признана ноу-хау, она должна обладать несколькими отличительными признаками.

Во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть вызывать желание ее купить. Если сведения не представляют никакого интереса для третьих лиц и не могут использоваться ими для достижения каких-либо целей, они не являются коммерческой тайной.

Во-вторых, к информации не должно быть свободного доступа, то есть обладатель интеллектуальных изобретений ограничивает их распространение на основании действующего законодательства. Если эти сведения попадают третьим лицам законным путем (например, через публикации или анализ образцов производимой продукции), они перестают быть секретом.

В-третьих, по отношению к информации должен быть введен режим коммерческой тайны, подразумевающий комплекс мер по ее нераспространению.

С целью защиты своей информации обладатель должен предпринять определенные правовые шаги. На сегодняшний день коммерческая тайна сохраняется оформлением патента, к которому прилагается пакет ноу-хау. Подобная практика позволяет защитить свой секрет от похищения третьими лицами и даже государством.

Список использованных источников и литературы:

1) Амелина К.Е. Ноу-хау и патентная форма охраны: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 20. С. 10-11.

2) Добрынин О.В. Особенности правовой регламентации "ноу-хау": Автореферат диссертации кандидата юридических наук. - М., 2013. С. 8.

3) Потрашкова О.А. Правовой режим секретов производства (ноу-хау): Информационно- правовые аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2014. С. 7.

4) Ситдиков Р.Б. Правовая охрана ноу-хау как результата интеллектуальной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – СПб., 2014. С. 21.

Просмотров работы: 621