РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Кандымов А.С. 1, Твардовский В.Н. 1
1Тверской государственный университет, Институт Экономики и Управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гипотеза: повышение качества инфраструктуры сельских поселений позволит остановить миграцию населения в город. Развитая инфраструктура села является опорой стабильного уровня жизни сельского населения и залогом возврата молодых специалистов в сёла.
  1. Понятие сельское поселение. Инфраструктура сельских поселений: основные проблемы.

Первостепенно необходимо дать понятие сельскому поселению. На основании Федерального Закона о социальном развитии сельских поселений сельским поселением – признано называть населенный пункт в сельской местности [1].

Сельские поселения представляют собой значительную часть территории нашей страны, где проживает сегодня 37,9 млн. человек, т.е. 26 %.

Инфраструктура - это экономическая категория, которая представляет собой часть сферы материального производства, включающую в себя экономические и социальные условия, способствующие получению большего количества конечной продукции.

Инфраструктуру принято разделять на производственную и социальную. Производственная инфраструктура позволяют в совокупности ускорить темпы воспроизводства в отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, снизить потери продукции конечной переработки, ускорить оборачиваемости оборотных средств. Социальная инфраструктура позволяет повысить качество рабочей силы и производительность труда, влияет на демографическую ситуацию на селе [7, 8, 9].

2.Оценка развитости инфраструктуры сельских поселений на примере районов Тверской области.

Была вычислена развитость инфраструктуры сельских поселений Тверской области в сфере образования (школьного и дошкольного) путем использования данных о численности всех районов Тверской области и количестве школ и детских садов в сельских поселениях каждого района. Далее, с помощью этих данных подсчитали, сколько школ и детских садов приходится на одного сельского жителя района. В след за этим вычислили общее количество школ и детских садов на одного человека.

Суть данной концепции проста: чем коэффициент выше, тем инфраструктура района более развита в сфере образования.

Таблица 1.Сравнительный анализ инфраструктуры сельских поселений Тверской области

Район

Школы, шт.

Детские сады, шт.

Сельское население, чел.

Кол-во школ на ед. населения

количество детских садов на ед. населения

общ.кол-во школ и детсадов на ед. населения

Бежецкий

24

4

11487

0,0022

0,0004

0,0026

Бологовский

17

21

10947

0,0015

0,0019

0,0034

Вышневолоцкий

31

8

19085

0,0016

0,0005

0,0021

Калининский

56

29

44672

0,0013

0,0008

0,0021

Кашинский

16

10

10715

0,0014

0,0010

0,0024

Конаковский

48

22

18502

0,0027

0,0011

0,0038

Лихославльский

19

5

10679

0,0026

0,0005

0,0031

Рамешковский

20

8

11472

0,0027

0,0007

0,0034

Ржевский

32

1

11816

0,0037

0,00008

0,0038

Старицкий

24

5

15317

0,0016

0,0003

0,0019

Торжокский

47

2

22358

0,0021

0,0001

0,0022

Адреапольский

12

1

3943

0,0030

0,0002

0,0032

Бельский

10

4

2317

0,0043

0,0017

0,0060

Весьегонский

18

3

5148

0,0035

0,0010

0.0045

Жарковский

6

1

1641

0,0037

0.0007

0,0044

Западнодвинский

19

4

3860

0,0049

0,0010

0,0059

Продолжение таблицы 1

Зубцовский

22

5

9903

0,0022

0,0005

0,0027

Калязинский

16

2

7314

0,0016

0,0003

0,0019

Кесовогорский

12

4

7862

0,0015

0,0005

0,0020

Кимрский

23

7

9988

0,0023

0,0007

0,0030

Краснохолмский

21

4

5265

0,0039

0,0008

0,0047

Кувшиноский

12

4

5044

0,0023

0,0007

0,0030

Лесной

10

4

4820

0,0021

0,0009

0,0030

Максатихинский

20

6

7203

0,0026

0,0008

0,0034

Молоковский

9

2

2304

0,004

0,0009

0,0049

Нелидовский

7

7

6990

0,001

0,001

0,0020

Оленинский

26

9

7153

0,0046

0,0013

0,0059

Осташковский

13

12

5746

0,0023

0,0021

0,0044

Пеновский

12

5

2470

0,0048

0,002

0,0068

Сандовский

7

3

2517

0,0027

0,0011

0,0038

Сонковский

14

0

4415

0,0031

0

0,0031

Стировский

7

5

5463

0,0013

0,0009

0,0022

Торопецкий

20

9

6537

0,0028

0,0014

0,0042

Удомельский

18

10

9147

0,0019

0,0010

0,0029

Фировский

11

6

4211

0,0026

0,0015

0,0041

Селижаровский

14

6

6016

0,0023

0,0010

0,0033

Способ вычисления данного коэффициента на примере Оленинского района.

Сельское население составляет 7153 человека. В сельских поселениях 26 школ и 9 детских садов:

  • Количество школ на человека ==0,0046 школы. Или другими словами, приблизительно на 220 человек 1 школа

  • Количества детских садов на человека == 0,0013. Или 770 человек на 1 детский сад.

Сумма коэффициентов: 0,0046+0,0013=0,0059. Столько школ и садов приходится на одного сельского жителя в Оленинском районе.

Далее районы были разбиты на группы: с развитой инфраструктурой, среднеразвитой и слаборазвитой инфраструктурой. Данные приведены в таблице выше.

Таблица 2. – Классификация регионов по степени развитости инфраструктуры

Развитая инфраструктура (коэф. Больше 0,0042)

Среднеразвитая инфраструктура

(0,0022 ≤ коэф. ≤ 0,0042)

Слаборазвитая инфраструктура

(коэф. ≤ 0,0022)

Бельский

Кашинский

Кесовогорский

Весьегонский

Конаковский

Нелидовский

Западнодвинский

Лихославльский

Калязинский

Жарковский

Рамешковский

Старицкий

Краснохолмский

Ржевский

Вышневолоцкий

Молоковский

Торжокский

Калининский

Оленинский

Адреапольский

 

Торопецкий

Зубцовский

 

Осташковский

Кимрский

 

Пеновский

Кувшиноский

 
 

Лесной

 
 

Максатихинский

 
 

Сандовский

 
 

Сонковский

 
 

Торопецкий

 
 

Удомельский

 
 

Фировский

 
 

Бежецкий

 
 

Бологовский

 
 

Селижаровский

 

3.Проблемы сельских поселений. Причины, препятствующие развитию села.

Состояние сельских поселений в Тверской области, да и в России, в целом, нельзя оценить как удовлетворительное, так как существует много проблем. К примеру, отток кадров из сельскохозяйственной отрасли и множество других [3] .Следовательно, из приведенной проблемы можно выделить ряд других проблем, таких как: высокий уровень безработицы, ограниченных финансовых возможностей, отдаленности от информационных, культурных, бытовых, медицинских и иных услуг, низкое качество жилищного фонда – все эти факторы детерминировали интенсивный отток сельского населения в первую очередь молодежи, сельской интеллигенции, профессионализм и знания которых сегодня оказались не востребованы в сельской местности.[4, 10, 11]

Одной из причин, препятствующих развитию села, является незначительное финансирование программ сельского развития. Данная проблема обусловлена тем, что выделяемые средства в рамках различных программ используются неполно. С 2013 года вступила в силу новая федеральная программа по социальному развитию села на 2013 по 2020 год. Под ней предусмотрено увеличение в 3 раза (до 150 млрд. руб.) поддержки из федерального бюджета на улучшение инфраструктуры села. Для сравнения – в предыдущие пять лет на эти цели казна потратила всего 41 млрд. руб. В Тверской Области также есть положительные изменения. [5] В 2015 году общий объем финансирования тверского села равен 1,8 млрд. руб.[6. 10

Существуют и другие причины, препятствующие развитию сельских поселений. Одна из самых остро стоящих проблем является отток молодежи в города. Зачастую это происходит из-за то, что село не может предоставить ни достойную достойное образование, ни высокооплачиваемую работу. Решением данной проблемы может вступать привлечение молодых специалистов на прохождение практики или предложение каких-либо социальных льгот для тех, кто готов применить свои полученные навыки и знания на благо сельских поселений. Устранив, хотя бы эти проблемы можно будет говорить о продолжение развития инфраструктуры сельских поселений [10, 11].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

2. Население России/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation

3. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru

4. Фролова Е. В. «Инфраструктура сельских поселений: основные проблемы и направления государственной политики по ее развитию»

5. Аграрный сектор / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://agrarnyisector.ru/agrarnye-novosti/kto-vinovat-i-chto-delat-puti-spaseniya-rossijjskogo-sela.html

6. Правительство Тверской области/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://xn--80aaccp4ajwpkgbl4lpb.xn--p1ai/novosti/?ELEMENT_ID=6923

7. Макунина И.В. Формирование инновационной привлекательности труда в крестьянско-фермерских хозяйствах/ В сборнике: Стратегическое развитие инновационного потенциала АПК регионов Всероссийская научно-практическая конференция. Тверская государственная сельскохозяйственная академия. 2012. С. 167-170

8. Макунина И.В., Миронцева А.В. Проблемы демографии Тверской области и пути их решений// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 3. С. 54-60.

9. Макунина И.В. Современные проблемы информационного, учетного и финансового обеспечения устойчивого развития АПК/ Монография/ Харчева И.В., Постникова Л.В., Макунина И.В., Миронцева А.В., Гупалова Т.Н., Евграфова Л.В., Уколова А.В., Кузнецова Е.И., Телегина Ж.А., Москва, 2015

10. Макунина И.В., Миронцева А.В., Кадровый вопрос на селе: каковы пути выхода из кризиса?//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2013. -№43 -С. 47-53.

11. Макунина И.В., Миронцева А.В. Безработица как негативный фактор влияния на рынок труда//Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 13. С. 22-28.

Просмотров работы: 470