АГИТАЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ В СССР - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АГИТАЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ В СССР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На Руси с незапамятных времен расцвечивание ткани производилось путем набивания узора, именно набойка легла в основу тиражируемого советского текстиля. В 20-е годы XXв. нанесение рисунков на ткань в заводских масштабах начало производиться с помощью гравированных валов, что по сути и являло собой переродившуюся набойку.[1]

Первые попытки создания нового советского набивного рисунка были довольно робки и шли по пути введения элементов советской символики, таких как серп и молот, пятиконечная звезда и других, в традиционный растительный орнамент с целью пропаганды коммунистического строя и ценностей [2](рис.1).

Рис. 1. Советская символика в орнаменте пейсли

Текстиль не случайно был выбран площадкой для пропаганды, ведь он был одним из самых масштабных по распространению визуальных искусств того времени. Таким образом, отрезы тканей на платья, платки, занавеси и скатерти по мысли теоретиков тех лет должны были стать идеологическим товаром.

"Плакат или открытка не могут равняться по степени своего распространения, ни по длительности и непрерывности воздействия на психику человека с художественными элементами, заключенными в нашей мебели, платье, посуде"

Историк искусства

А.А.Фёдоров-Давыдов.

В богатой текстильной истории Иваново, одного из крупнейших промышленных центров России, время создания агитационных тканей – короткий, но чрезвычайно важный этап. Именно тогда текстильное производство становится ареной реализации стратегии пролетарского искусства, а ивановские агитационные ткани переживают стремительный расцвет. Среди художников, вставших во главе Всесоюзного текстильного комбината преобладали молодые художники АХР (Ассоциации художников революции) организовавшие в Ивано-Вознесенске текстильную секцию (1930 г). Они получили возможность контролировать эскизы тканей, которые шли в производство. На эскизах начали появиться пометки: "Аэроплан неудовлетворителен, старой конструкции", или "Эскиз утвержден с переделкой Кремлевской башни". Но яростнее всего молодые художники боролись с пережитками буржуазии – тканями с цветочными и растительными орнаментами, называя их «мещанскими» и «не соответствующими идеалам новой жизни». Почти две трети валов с неправильными идеологическими рисунками были сточены, на смену им пришли рисунки, использующие советскую эмблематику, темы электрификации, индустриализации, сельского хозяйства и спорта [4](рис.2,3,4)

Рис. 2. «Пятилетку в четыре года», С.П.Бурылин

Рис.3. Ткань «СССР»

Рис.4. Ткань с валами и шестерёнками

Художников старой школы окончательно лишили свободы творчества, но к счастью, простые люди («мещане») вопреки всем постановлениям тяготели к веселому ситчику в цветочек и компартии, скрипя зубами, пришлось ослабить тиски, позволив мастерам старой школы (а среди них были очень известные люди, как, например, Петр Григорьевич Леонов, Сергей Петрович Бурылин, Григорий Макарович Голубев) совмещать ненавистные АХРовцам розочки с шестеренками и тракторами. Владимир Маслов, например, вписал "индустриализацию деревни" в гирлянды с виноградом и яблоками, которые раньше украшали тяжелый французский шелк.

В. Маслов «Индустриализация деревни», 1925 г.

Период тиражируемого текстиля с агитационной символикой был недолгим, уже в 60-е годы вместе с расцветом химической промышленности и появлением искусственных тканей набивные рисунки теснит свободная роспись, а в 70-е появляется большое количество не тиражируемых декоративных тканей, выполненных в различных техниках росписи.

В настоящее время в заводских масштабах печать гравированными валами потеснили методы шелкотрафаретной, ротационной, сублимационной печати и метод термопереноса.[5]

Библиографический список:

1. Р. А. Гильман «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНЕЙ», Москва, 2003 г;

2. Рогинская Ф. «Советский текстиль», Москва, 1930 г;

3. Советские агитационные ткани (электронный ресурс). – URL: http://mylitta.ru/1130-textile.html – [дата обращения: 12.01.2017]

4. Советские агитационные ткани (образцы с выставки «100% Иваново») (электронный ресурс). – URL: http://tipograf.livejournal.com/220742.html – [дата обращения: 12.01.2017]

5. Обзор методов по нанесению рисунка на ткань (электронный ресурс). – URL: http://interquality.ru/proizvodstvo/pechat-po-tekstilyu/ - [дата обращения: 12.01.2017]

Просмотров работы: 553