РАЗЛИЧИЯ В ОЦЕНКЕ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И РАЗНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗЛИЧИЯ В ОЦЕНКЕ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И РАЗНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Толстых М.Л. 1
1МГППУ, факультет "Психология образования"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время все большей популярностью в педагогике пользуется понятие «образовательная среда». В отечественной психологии одним из важнейших направлений, вписывающимся в исследование психологии окружающей среды, является изучение развития и формирования психики ребенка в процессе взаимодействия со средой.

Этот феномен – образовательная среда - давно изучается психологами, фундаментальные работы А.В. Ясвина [4], В.В. Рубцова [3], В.А. Панова [2], Г.А. Ковалева [1] посвящены разработкам в рамках этой тематики; формируется инструментарий для проектирования и экспертирования среды. В некоторых образовательных учреждениях реализованы эти теоретические разработки; чаще всего в виде комбинации черт различных моделей образовательной среды.

Наряду с теоретическими разработками моделей и опытом их воплощения не меньшую важность имеет и мониторинг результатов этой деятельности – экспертиза создаваемой среды, и, в частности, ее оценка самими учащимися. Особенностям восприятия параметров образовательной среды (ОС) учениками естественно-научных кружков и посвящена эта работа.

В качестве алгоритма описания взята методика В.А. Ясвина, позволяющая определить сущностные характеристики образовательной среды на основе векторного моделирования.

Вслед за Я.Корчаком, разработавшим типологию воспитывающей среды, В.А.Ясвин считает, что «тип образовательной среды определяется, прежде всего, теми условиями и возможностями данной среды, которые способствуют развитию активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости)». То есть, для типирования образовательной среды необходима оценка степени возможности развития свободной и деятельной личности в этой среде.

Описание образовательной среды производится при помощи декартовой системы координат; ось абсцисс – шкала «свобода — зависимость», ось ординат – шкала «активность - пассивность». На основе усредненных ответов всех испытуемых конкретной категории на диагностические вопросы строятся вектора, характеризующие данную образовательную среду (ответ на каждый вопрос – 1 ед. измерения по каждой шкале). Согласно типологии Я. Корчака, выделяют 4 типа образовательных сред – догматическую, безмятежную, творческую, карьерную.

В наши задачи входило определение по методике В.А. Ясвина характеристик образовательной среды для различных кружков био- и геологического профиля; характеристики среды давались самими учащимися разных возрастов и сроков обучения. Выбор именно этих учреждений дополнительного образования (УДО) был обусловлен спецификой естественно-научных полевых специальностей, подразумевающих наличие в ходе учебного процесса экспедиций. Совместные научные выезды формируют особые отношения в группе и личностные навыки у учеников; это сказывается и на характере самой образовательной среды, и на особенностях ее оценки учениками.

Ход исследований. В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование 132 учащихся 8-11 классов ведущих естественно-научных кружков Москвы. Весь возрастной диапазон для удобства сравнения был разделен на две категории: учащиеся 8-9 и 10-11 классов. Соотношение испытуемых в этих категориях приведены на рис. 1.

Рис. 1. Количество опрошенных детей разных возрастных групп: 8-9 классы (слева) и 10-11 классы (справа).

ПК – палеонтологический кружок, ДГ – геологический кружок, БК – биологический кружок, ГШ – геологическая школа при МГУ.

Помимо возрастов, у испытуемых также различались сроки обучения в кружке – от 1 до 5 лет. При этом в кружках ПК и БК ученики 11 класса обязательно занимались не менее 4 лет, в кружке ГШ ученики 11 класса посещали кружок не менее 2 лет, в кружке ДГ некоторые ученики 11 класса занимались первый год. Таким образом, взаимозависимость возраста и опыта пребывания в кружке в трех УДО прямая, в четвертом (ДГ) отсутствует. В каждом из кружков один и тот же руководитель (руководители) работал как со младшими, так и со старшими учениками, используя один и тот же методический арсенал и личностный потенциал для формирования определенной ОС.

Испытуемые отмечали на 6 вопросов анкеты по методике В.А. Ясвина, результаты были выведены в качестве графических построений векторов (рис.2).

Рис. 2. Векторы описания образовательной среды различных кружков (диаграмма В.А. Ясвина). Условные обозначения: 1 – ГШ, 2 – БК, 3 – ПК, 4 – ДГ. Стрелками обозначены направления изменения характеристик среды одного и того же кружка по мере увеличения возраста респондентов.

Результаты исследования. Можно констатировать, что ОС во всех четырех УДО схожи и относятся к карьерному типу, однако для каждой из них характерны свои комбинации степеней активности и зависимости. Кроме того, общим для всех объектов стало различие в оценке характеристик среды младшими и старшими учениками. Причем для трех кружков (БК, ПК, ГШ) более старшие учащиеся фиксировали более высокие показатели активности, чем младшие (карьерная среда зависимой активности). Степень различия ниже всего в ГШ, а выше всего в ПК. В ДГ более старшие ученики демонстрировали некоторое снижение уровня активности в характеристиках среды. Единственный фактор, с которым можно связать такие вариации в оценке ОС - объем накопленного опыта совместных занятий и поездок у одиннадцатиклассников. В ПК и БК он максимален, и максимальна рост доли активности в оценке среды у старших учеников. В ДГ одиннадцатиклассники могут оказаться новичками, этот опыт может отсутствовать – и степень зависимости в оценках ОС у старших учеников растет.

Такие изменения оценки сущностных характеристик ОС в ходе обучения в кружках могут являться как отражением изменений самоощущения ученика, так и роста зоны его ответственности, организованного руководителем по мере взросления подопечных.

Выводы. Монторинг сущностных характеристик ОС отражает динамику изменений в системе «ученик-среда»; значения этих характеристик отличаются в пределах одной ОС у учащихся разных классов. В кружках естественно-научного профиля степень активности и независимости учащегося, оцениваемая им самим, находится в прямой зависимости от длительности пребывания ученика в данной ОС.

Литература.

1. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. - № 1. - С. 13-23.

2. Панов В.И.. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с. С. 68-75.

3. Хуторской А.В. «О дополнительном образовании» [электронный ресурс]. URL: http://www.khutorskoy.ru/

4. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001, - 365 с. С. 37-44.

©М. Толстых, 2017.

Просмотров работы: 492