В современном мире люди все чаще сталкиваются с различными проявлениями негативного поведения – агрессией, аморальными поступками, противозаконными действиями, вредными привычками и т.д. В последние годы в связи с таким проявлением негативных действий, возник огромный интерес к изучению проблемы отклоняющегося поведения. Такое поведение принято считать девиантным. Изучение проблемы девиантного поведения необходимо не только для выяснения причин негативного поведения, но и для регуляции данного явления в обществе.
На сегодняшний день стоит важная задача в объяснении причин, условий и факторов, вызывающее это социальное явление.
Девиантное поведение молодежи ведет к разрушительным тенденциям в обществе. Такая возрастная группа является самым активным психологическим субъектом, молодежь довольно часто поддаётся внешнему влиянию.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются противоправными [1].
Известный американский социолог Н.Дж. Смелзер дал следующее понятие: «девиация» - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида [2].
Другие ученые находят причину девиантного поведения в разнице между целями общества и социально одобряемыми средствами существования и функционирования этих целей.
Это негативное поведение рассматривается учеными как поступки людей, социальных групп, которые противоречат общепринятым нормам. Тем не менее, все без исключения считают, что девиантное поведение характеризуется поступками и действиями индивида, нарушающего социальные нормы общества.
"Таким образом, отклоняющееся поведение – собирательный термин, охватывающий три формы – девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм" [3.]
Девиантное поведение стандартно делится на три вида:
1. Деструктивное поведение;
2. Асоциальное поведение;
3. Противоправное поведение.
При деструктивном поведении вред причиняется только самому индивиду и не соответствует таким общепринятым социально-нравственным нормам как накопительство, конформизм, мазохизм и др.
При асоциальном поведении вред причиняется как личности, так и социальным группам, например семье, друзьям, соседям. В основном такое поведение проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
Противоправное поведение представляет собой нарушение моральных и правовых норм и выражается в более серьезных формах, например в грабежах, убийствах и иных преступлениях.
Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека.
В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:
1) Биологический, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.
3) Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.
4) Социальный, определяющийся социально – культурными и экономическими условиями.
5) Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.[4.]
Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры. [5].
Существует гипотеза, что следствием девиантного поведения молодежи в возрасте от 14-ти до 18-ти лет является повышенное влияние на них со стороны окружающих.
Для раскрытия данной задачи, среди молодых людей был проведен опрос на тему девиантного поведения молодежи.
Вопросы анкеты можно посмотреть в таблице (Приложение 1).
В данном опросе приняли участие 83 человека. Вопросы были выбраны самые простые, для того, чтобы каждый участник мог ответить на них без затруднений.
Среди участников опроса: 34,9% - мужчины, 65,1% - представители женской половины общества, 62,7% - лица в возрасте 14-18 лет. На основе данного исследования было выявлено следующее:
83,1% знают точное определение понятия «Девиантное поведение» (Приложение 2).
Приложение 2.
- 49,4% опрошенных первый раз употребили спиртные напитки в возрасте 14-18 лет. Это говорит о том, что большинство молодых людей употребляли алкоголь еще до наступления совершеннолетия, что говорит об «обходных путях» получения данных напитков.
- 14,5% употребляли хоть раз в жизни наркотики (а это 12 человек из 83 участников опроса);
- 30,1 % думали о самостоятельном прекращении жизни;
- 49,1 % считают, что проявление негативного поведения возникает из-за ссор в семье.
Только 42,2 % опрошенных участников знают о последствиях, которые их ждут при явном проявлении девиантного поведения.
На основе опроса можно сделать вывод о том, что молодые люди, в возрасте от 14-ти до 18-ти лет, максимально подвержены внешнему влиянию по отношению к ним.
Более того, недостаточное освещение этой темы в семье и в школах способствует развитию отклоняющегося поведения у подростков.
Решению такой задачи будет привлечение специалистов по работе с молодежью с целью профилактики девиантного поведения. В данной ситуации следует отойти от привычной формы преподнесения материала (например: в виде лекции) и организовать более эффективное общение. В этом могут помочь коуч-технологии, которые позволят подростку самостоятельно определить проблему и разработать план действий для решения задачи. Более того, в результате применения такого метода, школьники смогут выбрать альтернативу действиям, отклоняющихся от нормы, и начать предпринимать действия для достижения определенной цели, поставленной с помощью коуча.
В завершении статьи хочется добавить, что проявление девиантности свойственно каждому человеку на всех жизненных этапах и полностью устранить такую проблему полностью невозможно, а это значит, что нужно искать эффективные современные методы профилактики девиантного поведения.
Список литературы:
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Кравченко А. И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 536 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни. - М.,1996. - С.147 - 162.
Приложения:
- Мужчина - Женщина 2 Ваш возраст: - Менее 14-ти - 14-18 лет - 19-30 лет - 31 и старше 3 Кем вы являетесь на данный момент? - Ученик школы - Студент - Работающий - Не учитесь, не работаете 4 Девиантное поведение - это... - Поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития - Поведение, принятое в обществе - Типичное поведение для молодежи, не вызывающее сомнений у окружающих |
5 Каковы последствия девиантного поведения? - Проблемы в семье - Болезни: рак, СПИД и др. - Деградация личности - Все вышеперечисленное 6. Употребляли ли вы спиртные напитки? Когда Вы первый раз употребили спиртные напитки? - Да, еще до 14-лет - Да, в возрасте от 14-ти до 18-ти лет - После 18-ти лет - Не употреблял(а) 7 Употребляли ли вы наркотики? - Да - Нет 8 Были ли у вас мысли о суициде? - Да - Нет 9 Оцените по 5-ти бальной шкале уровень Вашего девиантного поведения (1 - не было предпосылок к негативному поведению, 5 - явное отклоняющееся поведение) 1 2 3 4 5 |
Приложение 2.