ПРИМЕНЕНИЕ АЛЛИТЕРАЦИИ В РАСКРЫТИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА В ПРОИЗВЕДЕНИИ К. УШИНСКОГО «ВОРОН И СОРОКА». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЛИТЕРАЦИИ В РАСКРЫТИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА В ПРОИЗВЕДЕНИИ К. УШИНСКОГО «ВОРОН И СОРОКА».

Юшкова О.А. 1, Овчинникова Е.В. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (Филиал) ТюмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фонетика – это наука, которая занимается изучением языковых единиц, природа которых материальна. С одной стороны, эти единицы лишены самостоятельного значения или же обладают очень специфическим значением; с другой стороны, эти единицы и обуславливают существование значимых единиц языка, являясь средством их материальной реализации. Таким образом, фонетические единицы, с одной стороны, противопоставлены другим языковым единицам, с другой стороны, обеспечивают их материальную реализацию

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Звуки речи выделяются в результате фонемного анализа, синтагмы и высказывания – в результате анализа смысловых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово – на собственно фонетических, не смысловых основаниях

Когда дело касается способов обозначения шумных фонем, все согласные делятся на сонорные и шумные, в зависимости от участия голоса и шума. В зависимости от работы голосовых связок и наличия или отсутствия голоса, шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’] – образуются с голосом, при этом голосовые связки напряжены и дрожат. Глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [ш’], [с], [с’], [ч], [ч’], [х], [х’] – произносятся при отсутствии голоса (голосовые связки находятся в спокойном состоянии).

Большинство шумных согласных образуют соотносительные пары по глухости – звонкости: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш], [ж’] – [ш’]. Остальные шумные согласные являются непарными: звонкий [j] не имеет парного глухого, глухие [ц], [ч’], [х] не имеют парных звонких.

Глухость – звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:

1) перед гласными: [су]д суд — [зу]д зуд, [та]м там — [да]м дам;

2) перед сонорными: [сл]ой слой — [зл]ой злой, [тл’]я тля — [дл’]я для;

3) перед [в], [в’]: [св’]ерь сверь — [зв’]ерь зверь.

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости – звонкости.

В остальных случаях появление глухого – звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость – звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дý[б]а дуба – ду[п] дуб, мá[з’]и мази – ма[с’] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости – звонкости: [б] // [п] и [з’] // [с’].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка – лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в’]ит готовит – готó[ф’т’]е готовьте (т.е. [в’] // [ф’] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т’]и´ть молотить – моло[д’б]á молотьба ([т’] // [д’] перед звонким), про[с’]и´ть просить – прó[з’б]а просьба (т.е. [с’] // [з’] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление’). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости [9, 23].

Обозначение глухости – звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость – звонкость. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дý[б]а дуба.

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б’]ировать транскрибировать) и приставок на с/з (и[с]пóльзовать использовать при наличии и[з]учи´ть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить (расшевелить).

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки, ни от произношения.

Таким образом, обозначение шумных согласных на письме связано с использованием соответствующих букв. Но, на письме не указываются сильные или слабые позиции шумных согласных. Для этого существуют определенные правила либо слова, которые нужно запомнить.

Для того, чтобы проследить использование согласных фонем в предложении, для анализа мы взяли несложный текст, доступный для чтения учащимися начальных классов «Ворон и сорока», К. Ушинский.

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел и молчал. «Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?» – спросила, наконец, сорока.

«Плохо верю, кумушка, – отвечал ворон. – Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врет!»

[п˚'˙о́стръ˙j˙ь сΛр˚о́къ пры́гълъ пΛ ˆ в'˙э́ткъм д'˙э́˙р'˙иевъ иы ˆ б'˙эиз˚ ˆ у́мълк˚у бΛлта́лъ / Λ ˆ в˚о́рън с'˙иыд'˙э́л иы ˆ мΛлча́л // шт˚о́ ˆ жэы ˆ тыэ мΛлч˙и́ш / к˚умΛ˙н'˙о́к // и́л'˙эи ˆ тыэ н'˙эи˙ ˆ в'˙э́˙р'˙эиш тΛм˚у́ / штΛ˙ ˆ j˙а́˙ т'˙эи˙б'˙э́ рΛска́зыэвъ˙j˚˙у // спрΛ˙с'˙и́лъ / нъкΛ˙н'˙э́ц / сΛр˚о́къ // пл˚о́хъ в'˙э́˙р'˚˙у / к˚у́м˚ушкъ / ътв'˙эича́л в˚о́рън // кт˚о́ ˆ тък мн˚о́гъ бΛлта́˙j˙иет / кΛк ˆ ты́́ / т˚о́т / нΛв'˙э́рнъ / мн˚о́гъ вр'˚о́т]

 

Просмотров работы: 382