Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих положение семей «группы риска», дающих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные.
Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В сoвременных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.
В этой связи все более вoстребованными оказываются психологo-педагогические условия организации рабoты с данной категорией подростков
Создание благoприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них фактoров, подвергающих риску беспризорности - основные направления психолого-педагогического сопровождения, проводимого в общеобразовательном учреждении во внеурочной деятельности.
Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития». Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман.
Психолого-педагогическое сопровождение по мнению О.С. Газмана - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде [4; 188].
М.В. Шакурова рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса, создание условий для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [5;300].
Система психолого-педагогического сопровождения с одной стороны, интегрирует диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, с другой стороны, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения Л.С. Алексеева и Л.Н. Антонова выделяют:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе [2;111].
Главная цель сопровождения – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания; для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
Л.В. Байбородова в рамках ФГОС выделяет 4 функции сопровождения:
Информационно-просветительская - состоит в оповещении всех заинтересованных лиц (учителя, администрация школы, родители обучающихся) о формах и методах сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, делает всех заинтересованных лиц активными участниками. При этом используются различные формы активного взаимодействия.
Направляющая функция обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетентности становится педагог-психолог школы.
Диагностическая функция представлена системной деятельностью педагога-психолога и учителей, где личность ребенка изучается с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формировании устойчивой мотивации познания с учетом развития универсальных учебных действий, оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим различные проблемы, обучении их родителям.
Развивающая функция задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения специалистов, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, учителя-логопеда и других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков [3;269]
Важным направлением психолого-педагогического сопровождения является формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в полной мере способствующей реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока[5;244] .
Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в ОУ.
Мы считаем. что конкретными задачами работы в данном направлении должны быть:
− целенаправленная деятельностью по созданию и развитию воспитательной системы;
− организация системы школьных событий, разработка стиля отношений в школе, норм и правил поведения на основе определенной системы ценностей;
− развитие дополнительного образования в школе, направленного на самореализацию учащихся;
− включение учащихся в решение школьных проблем через деятельность ученического самоуправления;
− совершенствование воспитательной работы в классе, освобождение классного руководителя от перегрузки;
− оказание психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении семейного воспитания
Проведение опытно-экспериментальной работы по разработке новых способов осуществления внеурочной деятельности, наличие программ, моделей, форм организации внеурочной деятельности будут раскрыты в рамках магистерской диссертации.
Список литературы:
1. Абрамова С. Г. О понятии «корпоративная культура» / С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук. – М., 2015.
2. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения подростка от типа неблагополучной семьи. //Социальная помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 2013.
3. Братусь Б.С. Педагогическая психология. - Ростов наД., 2014.
4. Газман О.С. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – М., 2015.
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2013.