ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мартемьянова А.А. 1, Седова И.Г. 1
1ФГБОУ ВПО "Ивановский Государственный Университет" Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие творческих способностей детей - актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет значение для воспитания активной творческой личности, т.к. способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности.

В начальной школе творчество не является абсолютно свободным, так как уроки даются в соответствии с программой. Получается, что дети, необученные правилам и законам изобразительного искусства, занимаются на уроках самостоятельным творчеством только в рамках программы, что приводит к неэффективному обучению.

Наше исследование направлено на выявление эффективных приёмов и способов, способствующих развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в три этапа, опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Чкаловской средней школы, в педагогическом эксперименте приняли участие 20 учащихся.

На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа: 1)тест креативности Торренса «Закончи рисунок»; 2) анализ детских работ, выполненных до проведения эксперимента и оценённый по разработанным нами критериям. В результате анализ показал что, в 1 «Б» классе обучаются дети с довольно сформированным интересом к урокам рисования и средним уровнем воображения, с достаточным творческим потенциалом.

Формирующий этап эксперимента, задачей которого было применение эффективных приёмов и способов, способствующих развитию творческих способностей детей, после использования на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования, определил насколько детям интересны такие уроки.

На занятиях мы использовали технику рисования мятой бумагой, «ниткографию», «кляксографию», технику пластилиновой аппликации, рисование на пищевой пленке, рисование пальчиками с применением специальных красок.

В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем этапе эксперимента новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего этапа эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия. Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

После формирующего этапа эксперимента мы провели ещё одно исследование: детям предлагалось нарисовать коврики к домику доброй или злой феи. Результаты повторного исследования говорили о том, что у детей 1 «Б» класса, в котором проводились уроки с использованием нетрадиционных техник рисования, повысился интерес к урокам изобразительного искусства, у детей улучшилось качество поведения на уроке рисования – они увлеченно слушали задание учителя и практически воплощали его в своих альбомах.

Мы можем сделать вывод, что если в деятельности младших школьников использовать нетрадиционные способы и приемы (разнообразие техник, нетрадиционных приемов, различных видов художественной деятельности и материалов), то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей.

Просмотров работы: 372