Значительные социализирующие возможности заложены в социально-культурной деятельности, которая способна компенсировать дефициты социализации других социально-психологических сред и институтов, и прежде всего школы, семьи, коррекционных учреждений. Возможности социально-культурной деятельности обусловлены ее самодеятельной природой и творческим характером, которые позволяют дополнить процесс социализации условиями самореализации личности.
Социализация инвалида - процесс накопления социально-культурного опыта, подготовки инвалидов к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в различных видах общественно-полезной деятельности, включающий в себя также определенную систему знаний, ценностей, установок, правил поведения и норм межличностного взаимодействия [3, 119 c.].
Социализация является одним из важнейших факторов вхождения молодого человека во взрослую жизнь, а особенно, молодого человека с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе социализации лица с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются со множеством проблем: неполной охваченностью аспектов инвалидности со стороны государства, недопонимание общества, с отсутствием специальных школ-интернатов, с изолированностью от общества семьи, в которой воспитывается инвалид, а также неквалифицированной помощью инвалидам.
Рассмотрим основные формы и методы социально – культурной деятельности, которые способствуют социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методами социально - культурной социализации молодых инвалидов могут служить: игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия, терапия природными материалами.
Первое, что мы рассмотрим - игротерапия. Данная деятельность предполагает использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, повышается уровень самопринятия, изменяется отношение к своему "Я". Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, которые связаны с низкой самооценкой, беспокойством о себе, неуверенностью в себе, уменьшается напряженность. Игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия важна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется лица с ограниченными возможностями травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить [1, 69c.].
Следующий метод, который мы рассмотрим построен на использовании искусства как символической деятельности – арт - терапия. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия:
1) направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации.
2) связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, который приносит наслаждение.
Так же арт – терапия является эффективной методикой для развития мелкой моторики. Например, существует большое количество различных форм изотерапии, которые используют в работе с лицами с тяжелыми нарушениями в развитии. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др [4].
Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных инструментов и произведений. Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д. Использование музыкотерапии в работе способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.
Важную значимость имеет работа с природными материалами, данная деятельность способствует установлению эмоционального контакта, развитию экспрессивной стороны речи, способности к самопознанию, развитию мелкой моторики. Например, работа с использованием коры деревьев, так как кора по характеру поверхности бывает самая разнообразная. В этом состоит ее ценность. Кора очень хорошо подходит для изучения фактуры, словесного определения тактильных ощущений. Клиенту можно предложить потрогать кору разных деревьев: березы, дуба, ели и описать свои ощущения.
Туротерапия – одна из важнейших социализирующих технологий социально –культурной деятельности молодых инвалидов, основой которой являются различные виды туризма: путешествия, походы, экскурсии, выезды. Туризм создаёт сферу полноценного общения, развития физических возможностей, расширения кругозора, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях молодые инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях. Целью организации такого отдыха для молодых инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания [5, 56c.].
Таким образом, социально - культурная деятельность является эффективным средством социализации, которая рекомендуется инвалиду в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсация нарушенных или утраченных функций, а также в коллективной форме – участие в культурных мероприятиях наряду со всеми членами общества, которая способствует повышению эмоционального тонуса, социальных коммуникацияй, социальному включению инвалидов, что носит для инвалидов общий социализирующий характер.
Литература
1. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум по средством социально-педагогической реабилитации / Т.П. Аргунова. - Наука и образование, 2009. - № 1. - 111с.
2. Бибикова Н.В. Инклюзивная практика социальной реабилитации детей-инвалидов в среде сверстников / Н.В. Бибикова. - Электронное обучение в непрерывном образовании. Ульяновск: 2016. № 1 (3). С. 482-490.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2010. – 136 с.
4. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Социальная реадаптация людей- инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно- методическое пособие / Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова . Ульяновск, 2014.- 69 с.
5. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009. – 216 с.