Останавливаясь на определении понятия «инновационный урок», В. И. Андреев предложил следующее: инновационный урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесённое учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий [1, с. 164]. Однако, внесённые в определение формулировки отражают лишь его ориентацию на обновление, на новаторское содержание нового урока. Чтобы урок стал ещё и инновационным, необходимо, чтобы он достигал поставленной цели, то есть, он должен быть востребованным обучаемыми и результативным при практически любых обстоятельствах.
Тихая Т. И. высказывает мнение о том, что инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.
Таким образом, анализируя данное понятие, мы определили, что инновационный урок – это современная форма организации урока, предполагающая введение каких-либо новых элементов обучения, не использовавшихся ранее, благодаря которой учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.
Появление такого понятия, как «инновационный урок» закономерно. Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет [6, с. 49].
Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков.
Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы; образовательные программы, планы и учебники; формы обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное); оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.
В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению, к поиску новых форм организации учебного процесса.
Урок по своим целям и дидактической структуре – очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий, которая при необходимости может вобрать в себя элементы многих других форм организации занятий и даже мягко трансформироваться в них. И на каждом своем уроке учитель волен использовать такие методы и формы работы, такие типы заданий, которые позволяют ему не просто передать своим ученикам некоторую сумму знаний, а каждую минуту из отведённых сорока пяти направить на создание условий для творческого саморазвития личности обучаемого.
В основе инновационного урока, направленного на художественно-эстетическое образование школьников, могут быть:
элементы внеклассной работы, экскурсий, форм факультативных занятий и др.;
обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы художественно-творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства и др.);
научно-исследовательская деятельность, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;
применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся [6, с. 51].
Применение инновационных форм в обучении – одно из наиболее важных и устойчивых направлений развития образовательного процесса. Использование современных инновационных технологий в учебном процессе позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности, решения задач художественно-эстетического образования школьников. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
На уроках музыки учитель, используя современные средства, может использовать в своей работе CD, DVD, MP3-диски, компьютерные программы, ресурсы Интернет и презентации, созданные как самим учителем, так и учащимися [7].
Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов для уроков музыки, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:
– предъявление учебной информации;
– информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
– моделирование и демонстрация изучаемых объектов, художественных явлений и процессов;
– поддержка различных активных форм занятий;
– тренаж навыков и умений различного характера;
– контроль и оценка знаний учащихся.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет, например, проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
Яценко Т. В. выделяет электронные учебные материалы, являющиеся элементами инновационных технологий, которые подразделяет на три вида: цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), информационные источники сложной структуры (ИИСС), инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы).
Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - дополнение электронного компонента к действующим сегодня в школе учебникам. ЦОРы создают у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.
Наборы ЦОР можно условно разделить на следующие группы:
I - наборы ЦОР, где основной упор делается на использование представленных в цифровой форме «традиционных» для школы ресурсов - видео и аудиофрагментов, статических изображений и пр.;
II - наборы ЦОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате, - интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и задания, анимации и слайд-шоу и пр.;
III - наборы ЦОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода.
Наборы ЦОР спроектированы так, чтобы можно было начинать их использование без большой перестройки существующей на сегодня «традиционной» организации учебного процесса. Они рассчитаны на типовое компьютерное оборудование, имеющееся сегодня в школах: автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор, принтер) и компьютерный класс на 10–12 рабочих мест. Исходя из реальной наполняемости классов в 20–25 человек, можно предложить несколько вариантов организации учебного процесса.
Информационные источники сложной структуры (ИИСС).
Под информационным источником сложной структуры (ИИСС) в проекте ИСО принято понимать образовательный ресурс составного характера. ИИСС представляет собой совокупность элементарных ЦОР, собранных для решения определенных образовательных задач в единую более или менее сложную структуру.
Инновационные учебно-методические комплексы.
Главная особенность ИУМК состоит в том, что они, в отличие от набора ЦОР к существующим учебникам и от ИИСС, представляют собой систему образовательных ресурсов, которая может включать цифровые и нецифровые источники и инструменты, обеспечивая функции управления учебным процессом и его организации. В ИУМК входят (в нецифровой или цифровой форме) учебник, методическое пособие для учителя, цифровые образовательные источники и инструменты, а также сайт поддержки данного ИУМК [7].
Музыкально–компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. В своей работе учитель музыки может использовать следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет, E-Publish для создания своего сайта, PowerPoint для создания своих собственных презентаций, Word для оформления документации (календарно-тематическое планирование), Picture Manager для организации и просмотра изображений, а также для выполнения базовых операций редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF; кроме того, пакет обеспечивает сжатие файлов почти всех упомянутых форматов и преобразование форматов, Excel для составления проверочных тестов, графиков и диаграмм, а также Publisher, представляет собой настольную издательскую систему, которая позволяет создавать профессиональные публикации и готовить их к печати, применяя к данным публикациям собственный дизайн или используя готовые шаблоны.
Существует ряд профессиональных программ по обработке музыки. С использованием программ для записи звука учитель всегда имеет возможность зафиксировать деятельность учеников, и ученики сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом. На уроках можно использовать следующие компьютерные программы энциклопедической направленности, такие, как: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс».
Для такого вида деятельности как слушание музыки и обучение музыкальной грамотности могут использоваться программы-нотаторы (Finale, Sibelius). Они помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру и перейти от пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания.
Традиционным и одним из самых любимых детьми видов деятельности на уроке является музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Компьютерные программы MIDI-секвенсеры (Anvil-studio, Jam) позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых до тембров органа или скрипки. Это означает, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или реального исполнения. Кроме того, такие программы дают возможность для появления на уроке такого нового вида творческой деятельности ученика как инструментовка и элементы аранжировки.
Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам-конструкторам (Garage Band, Flexi Music Composer, Acid, eJay). За счет их использования могут возникнуть на уроке импровизация и композиция.
Такое устройство ввода звуковой информации как MIDI-клавиатура позволит учащемуся легко вводить в компьютер аудиоинформацию. Это устройство дает ученику возможность стать не только участником группового пения, но и исполнителем-инструменталистом.
Использование караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. В результате на уроке могут появиться лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный, художественный вкус детей и их исполнительских способностей. Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
Интернет в настоящее время прочно вошел в нашу жизнь. На современном уроке использование Интернета применяется с целью поиска информации в www, повышающие эффективность работы учителя музыки, скачивания программ, тестирования on-line, участия в дистанционных олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям учащихся.
На уроке музыки также эффективно использовать мультимедийные ресурсы, которые можно подразделить следующим образом:
- справочные, энциклопедические издания;
- программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки;
- музыкальные произведения;
- зрительный ряд;
- музыкальные игры и др.
Известные мультимедиа ресурсы можно классифицировать по различным признакам. Наиболее интересна градация этих документов
1. по степени доступности. В этом случае выделяют:
а) ресурсы открытого доступа (открытые образовательные или справочные сайты Интернет, презентационные материалы, демонстрационные версии);
б) ресурсы ограниченного доступа (они доступны либо определенным целевым аудиториям – студентам учебных заведений, сотрудникам данной системы или корпорации; либо на определенных условиях – за плату, по запросу и пр.)
2. по материальному носителю. В этом случае можно назвать:
а) ресурсы на компакт-дисках (в т.ч. на DVD);
б) ресурсы, доступные через Интернет [5, с. 56].
В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Создается диалоговое кино, где пользователь может управлять ходом зрелища с клавиатуры дисплея посредством реплик, если к компьютеру подключено устройство распознавания речи. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации.
Использование мультимедийных ресурсов наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам-лекциям. Безусловно, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представляемого материала. Эти презентации призваны проиллюстрировать очный рассказ преподавателя.
Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментарием в художественно-образовательной области. Они предоставляют преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в более наглядной форме. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п. Самым сложным для преподавателя является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся [5, с. 57].
Литература:
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. – Книга 1. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. – 568 с.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru.
4. Колесникова, Н. В. Видеоматериалы на уроках музыки и изобразительного искусства как средство развития художественного восприятия / Н. В. Колесникова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
5. Панкова, Е. В. Мультимедийные ресурсы в образовательном процессе // Девятая международная конференция и выставка «LIBCOM-2015». – М., 2015. – С. 56-57.
6. Тихая, Т. И. Инновационные уроки / Т. И. Тихая // Справочник заместителя директора школы. – № 1. – 2011. – С. 49-54.
7. Яценко, Т. В. ИКТ на уроках музыки [Электронный ресурс] / Т. В. Яценко. – Режим доступа: http://www.86mmc-nyagan.edusite.ru.