ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сонина Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "МГПИ им.М. Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мультимедиа – быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединять в информационной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно. Именно этот переход к параллельной передаче аудио и видеоинформации в сочетании с использованием ее больших объемов, быстрого доступа и интерактивного взаимодействия с ней, предопределил качественно новые возможности повышения эффективности обучения.

На сегодняшний день существует немало интересных разработок в области обучения музыке с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий. Исследования И. М. Красильникова направлены на развитие электронного музыкального творчества в детских музыкальных школах и школах искусств [2], Г. Р. Тараева рассматривает основные идеи и практические подходы использования компьютера в музыкальном образовании [5]. Проводится Международный конкурс творчества «Музыка и электроника», где звучат музыкально-поэтические композиции, используются приемы мелодекламации, представляются компьютерные аранжировки фортепианных произведений.

Вместе с тем, приходится говорить о недостаточном внедрении мультимедийных технологий в практику музыкально-эстетического воспитания детей в общеобразовательной школе. Причина в том, что механизмы стимулирования творческой активности детей средствами мультимедийных технологий мало исследованы.

В настоящее время существует большое количество мультимедийных программ, которые можно использовать в музыкально-педагогической деятельности. Например, программа «Музыкальный класс, «Энциклопедия классической музыки», «Шарманщик», обладают рядом преимущественных достоинств: изучение нотной грамоты, музыкальных терминов, истории создания инструментов древности, средних веков и наших дней; знакомство с композиторами и их творчеством; музыкальные викторины и многое другое.

Данные среды разработаны как ресурсы, которые можно использовать на уроках музыки в общеобразовательных школах. Путеводитель по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Коллекция избранных музыкальных произведений отражает тысячелетнюю историю развития музыкальных жанров, предоставляет материалы для работы на уроке, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся и дистанционного обучения. Возможность записи собственного исполнения позволяет прослушать себя со стороны, а уникальная методика – научиться читать ноты, развить музыкальный слух и многое другое. Использование средств мультимедийных технологий дает возможность учащимся самим сочинять музыку, импровизировать.

Большой интерес для развития творческих способностей детей имеют технологии лаборатории мультимедийных проектов. Лаборатория мультимедийных проектов представляет собой форму организации учебного процесса с использованием потенциальных возможностей мультимедийных технологий направленную на разработку мультимедийных проектов [4, с. 56].

Основная цель организации лаборатории мультимедийных проектов сосредоточена на развитии познавательных, творческих навыков, критического мышления учащихся, умении ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно анализировать, планировать, презентовать и защищать свой проект.

Метод проектов широко используется в образовании с начала XX века и является «педагогической проектной технологией» (М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е. С. Полат, И. С. Сергеев и др.), способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на получение результата в какой-либо форме (материальной, текстовой и т. д.).

Преимущества использования метода проектов заключаются в том, что проектная деятельность развивает мышление, учит ориентироваться в огромном потоке информации, принимать решения и анализировать ситуацию, акцентирует внимание на главном, воспитывает ответственность, побуждает к исследованию и экспериментам. Следует отметить, что метод проектов способствует интеграции знаний из различных предметных областей, предполагает проведение творческих исследований и позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся.

Е. С. Полат выделяет несколько видов проектов: исследовательские, творческие, информационные, индивидуальные, групповые и др. Особый интерес при развитии творческих способностей детей с использованием мультимедийных технологий представляют информационные и творческие проекты [3, с. 45].

Информационные проекты – это проекты, в ходе которых осуществляется сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Они направлены на ознакомление учащихся с новой информацией, на умение анализировать ее, обобщать и делать выводы. По заранее рекомендованным Интернет-ресурсам учащимся предлагается подобрать информационные материалы в электронном виде (фотографии, музыку, статьи и др.) на заданную тему.

Творческие проекты ориентированы на конечный продукт деятельности. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде сайтов, презентаций, буклетов, песенников, слайдшоу и др. Подготовка такого проекта требует четкой организации коллектива и продуманной структуры.

Определяющим началом при проведении информационных и творческих проектов является использование мультимедийных технологий, что позволяет учащимся отметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, понять, как возникают вопросы. Любой вид проекта, выполненный с помощью мультимедийных технологий, одновременно будет и мультимедийным. В мультимедийном проекте средства мультимедиа используются на всех этапах подготовки проекта.

Наиболее доступной и эффективной программой подготовки мультимедийного проекта является программа Power Point, входящая в комплект интегрированного пакета Microsoft Office и предназначенная для создания и проведения мультимедийных презентаций. Презентация в проектной деятельности может быть использована с целью информирования о ходе проекта, необходимости осуществления данного проекта и с целью представления содержания выполненных работ, продукта деятельности.

Более современным средством мультимедийного образовательного ресурса, позволяющим подготовить мультимедийный проект, является интерактивный плакат, наглядно-дидактическое пособие, созданное с помощью интерактивной доски.

Плакат – это «вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях» [2, с. 915]. Интерактивный плакат – это цифровой образовательный ресурс, где информация представляется постепенно, разворачиваясь в зависимости от управления пользователя. Интерактивный плакат может содержать определения, правила, схемы, таблицы, тексты, формулы, иллюстрации, изображения, фотографии, репродукции и многое другое. К интерактивным плакатам можно отнести интерактивные рисунки, интерактивные таблицы и т. п.

Презентации и интерактивные плакаты, созданные в творческой атмосфере сотрудничества и взаимоподдержки, могут являться оригинальным конечным продуктом проектной деятельности.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, которые вставляются в презентацию. Использование видеоинформации может значительно усилить обучающий эффект.

Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

При выполнении проекта в структуре проектирования выделяется логическая последовательность, состоящая из четырех этапов. Первый этап – подготовительный, в ходе которого определяется тема исследования, составляется план работы, продумывается конечный результат проекта, его необходимость и полезность, осуществляется поиск материала (текста, иллюстраций, аудио- и видеофайлов, анимированных изображений и др.).

Второй этап направлен на анализ, обобщение собранного материала, планирование технологии изготовления и конструирования продукта проектной деятельности, знакомство с необходимым программным обеспечением. На третьем этапе выполняются технологические операции, сосредоточенные на создание материального продукта деятельности, идет подготовка к защите проекта. Четвертый этап – это защита проекта, его обсуждение и подведение итогов.

Таким образом, технология мультимедиа – информационная технология, реализующая возможности мультимедиа-операционных сред, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой. Системы, основанные на реализации возможностей технологии мультимедиа, позволяют представлять на экране любую аудиовизуальную информацию, обеспечивая возможность выбора нужной линии развития представляемого сюжета или ситуации.

Литература:

1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – 230 с.

2. Красильников, И. Подготовка учителя к музыкальному обучению школьников на основе компьютерных технологий / И. Красильников // Музыка и электроника. – 2012. – № 3. – С. 3–4.

3. Львова, Ю. П. Творческая лаборатория учителя / Ю. П. Львова. – М. : Просвещение, 2007. – 130 с.

4. Паршина, Л. Г. Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием мультимедийных технологий / Л. Г. Паршина // Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования : коллективная монография в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. Т. И. Шукшиной ; отв. за вып. П. В. Замкин ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 71–85.

5. Тараева, Г. Р. Медиатексты как творческие формы в музыкальном обучении / Г. Р. Тараева // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. – М.: Российский институт культурологии, 2012. – С. 192–201.

Просмотров работы: 333