На первый план у детей ФФНР выступает несформированность звуковой стороны речи. Для детей с данным нарушением характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия, у них наблюдаются нарушения звукопроизношения, затруднение в звуковом анализе речи, также нередко задерживается лексико-грамматическое развитие. Встречаются замены, искажения и пропуски, смешения звуков. [5]
Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем: замена звука характеризуется тем, что ребенок заменяет один звук на другой, искажение звуков обуславливается тем, что ребенок заменят на несуществующий звук в речи, а пропуск обуславливается тем, что ребенок вообще не произносит данный звук. [9]
У детей наблюдается неполноценность слухового восприятия, это приводит к затруднению анализа звукового состава речи. Часто присутствуют ошибки при выделении звуков из слогов и слов. Нередко дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением звука из слов. [3]
У детей с ФФНР наблюдается неправильная речь, сжатая артикуляция, присутствует бедность словаря, а также встречается задержка формирования грамматического строя речи. [2]
При правильном обучении и при раннем вмешательстве, можно исправить дефект и подготовить детей к обучению в школе.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается посредством целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Концепция обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). [4]
Данная программа обучения рассчитана на один год. Ребята должны изучить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для отличного обучения в общеобразовательной школе. [1]
План обучения малышей дошкольного возраста с ФФНР содержит коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и подготовку к обучению грамоте (Каше Г.А., Филичева Т.Б., Туманова Г.В.).
Коррекционное обучение обязательно учитывает овладение детьми на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем мире и соответствующим объёмом словаря. [7]
В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
I раздел работы - артикуляторный (подготовительный)
Этот этап подготавливает артикуляционный аппарат ребенка для правильного произношения следующих звуков в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа: а, о, у, э, ы, м, мь, н, нь, п, пь, т, к, кь, х, хь, ф, фь, в, вь, й, б, д, г, гь. Эти звуки детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к-х, в-б и т. д.) или бывают заменителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.
Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки.
II раздел работы – дифференцировочный
На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.
III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза
Этап состоит в следующем:
1. Изучение понятий и освоение терминов, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
2. Изучение представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
3. В основе уточненных произносительных умений артикуляции известных звучаний звуков у, а, и отрабатывается более несложная модель разбора – акцентирование первого известного звука с основания фразы.
4. Анализ и синтез обратного слога типа.
5. Развитие мастерства разделять слова на слоги. Используя зрительную опору схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
6. Выделение начальных согласных в словах.
7. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове.
8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах.
9. Анализ и синтез прямого слога.
10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из трех звуков и двухсложных с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
12. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
13. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: «сок», «сук».
14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов. [6]
Правильная коррекционная работа позволит устранить дефект и подготовить ребенка к школе.
Список литературы.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб.,2004.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи – СПб., 2004.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М., 1998.
4. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. – М., 2003.
5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М., 2000.
7. Ханьшева Г.В. Практикум по логопедии: коррекция звукопроизношения. – Р-н-Д., 2006.
8. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2002.
9. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.