ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Пухова Д.Н. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный химико-технологический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее чувствительными отраслями к реформам периода перестройки отечественной экономики оказались ресурсоемкие отрасли, работающие полностью на импортируемых сырьевых ресурсах и, соответственно, производящие продукцию с низким уровнем добавленной стоимости (до 30%). Исторически сложившийся моноиндустриальный Ивановский регион, ориентированный преимущественно на производство хлопчатобумажных тканей, утратил свои лидирующие позиции в области производства текстильной продукции. В результате отраслевой реструктуризации экономики в условиях рыночных отношений произошло сокращение числа крупных производственных комбинатов и резкое увеличение доли малых и средних предприятий по производству в основном швейных изделий.

В соответствии с данными Департамента экономического развития и торговли Правительства Ивановской области текстильная промышленность региона структурирована следующим образом:

- сектор включает 35 основных предприятий (не включая швейные предприятия области, производящие одежду и предметы домашнего текстиля), которые являются отдельно функционирующими независимыми компаниями или входят в состав холдинговых структур;

- в текстильном сегменте наблюдается высокая степень фрагментации: 12 ткацких предприятий из 25 производят около 78% общего объема суровых тканей;

- ткацкие фабрики области выпускают ограниченный ассортимент тканей: основная продукция - это ткани ситцево-бязевой группы, производимые из грубой пряжи пневмомеханического способа прядения, тик и диагональ составляют 7%, медицинская марля – 18%, другие ткани – 2% объема.

В настоящее время основным механизмом развития потенциала текстильной отрасли является сформированный текстильно-промышленный кластер, участники которого контролируют весь технологический цикл от поставки хлопка в Россию, производства тканей и швейных изделий до сбыта готовой продукции.

Современные процессы развития трансграничной торговли товарами обострили конкурентную борьбу за рынки сбыта, как на международном уровне, так и на региональном. На отечественные рынки из-за низких ввозных таможенных пошлин в большом объеме поступает текстильная и швейная продукция из развивающихся стран, где цена трудовых ресурсов такова, что дает им возможность достигать приоритетных позиций исключительно в ценовой конкуренции (но не по качественным характеристикам текстильных товаров).

Анализ экспортно-импортных операций, осуществляемых предприятиями региона в рамках внешней торговли, показывает, что наибольшую долю в импорте за последние пять лет составляет текстильная группа товаров. По результатам внешнеэкономической деятельности за 2015 г. в товарной структуре импорта наибольший объем составили текстиль, текстильные изделия и обувь – 206,9 миллиона долларов, что соответствует 52% от всего объема импорта в Ивановской области. При этом крупнейшим торговым партнером региональных импортеров является Китай, только за последний год им были осуществлены поставки текстильных товаров на сумму 66,2 мил долл. США.

По данным исследований [2] Российская Федерация теряет около 1.1% своего ВВП из-за высокой доли импорта только товаров легкой промышленности и незначительного объема экспорта продукции этой отрасли.

Сформировавшийся региональный рынок товаров текстильной промышленности наглядно демонстрирует конкурентную борьбу между странами, продукция которых поступает в торговые предприятия Ивановской области. На рис.1 показана динамика цен на импортируемую в Ивановский регион продукцию текстильной отрасли из Китая. Проведенные расчеты демонстрируют устойчивое снижение цен в течение периода 2013-2016 гг.

Основной причиной столь высокой импортной составляющей на рынке является высокая себестоимость текстильной продукции отечественных производителей, которая на 20—30% выше себестоимости аналогичных импортных товаров.

Существенный вклад в данную динамику внесло сокращение ввозных таможенных пошлин в связи с выполнением обязательств России при вхождении во Всемирную торговую организацию. До вступления России в ВТО средневзвешенная процентная ставка ввозной таможенной пошлины на товары и изделия легкой промышленности составляла 15,07% [1]. В настоящее время после вступления в ВТО, эта ставка снизилась до 9,9%, а средняя величина денежной составляющей (адвалорная ставка) за единицу продукции сократилась до 1,1 с 1,4 евро. Установленная на сегодняшний день ввозная пошлина на продукцию не защищает отечественные текстильные компании.

За счет совокупного действия таможенно-тарифных, экономических и валютно-финансовых факторов иностранные экспортеры получают конкурентные преимущества, позволяющие им свободно проникать на отечественные рынки продукции текстильной отрасли. Влияние снижения таможенных барьеров и более низкой себестоимости текстильных товаров китайских производителей в наибольшей степени иллюстрируется уменьшением в 2,6 раза цены на импортируемые в ивановский регион готовые изделия в 2016 г. относительно 2014 г. (рис.1). Химволокна, представляющие собой сырьевой ресурс для ткацких производств, и ткани, являющиеся сырьем для швейных предприятий, закономерно имеют более низкую цену относительно готовых изделий.

Рис.1. Динамика средних цен на товары (ТН ВЭД 50-60), импортируемые в Ивановскую область (рассчитано автором по данным сайта ФТС России)

Развитие легкой промышленности в значительной степени определяется темпами производства тканей. В ближайшей перспективе кардинального изменения ситуации на отечественном рынке текстильной продукции не следует ожидать вследствие накопившихся и не решаемых в течение длительного времени проблем, связанных с инвестированием в основные фонды, внедрением инновационных технологий, совершенствованием системы управления с использованием инструментов стратегического менеджмента. Чтобы эффективно противодействовать возрастающему потоку импорта, необходимо формировать производственные программы, оптимизированные по номенклатуре готовых изделий с акцентом на приоритетные с позиции потребителей показатели, выпускать товары с более высокой добавленной стоимостью, ориентируясь на популярные бренды.

Литература

  1. www.stat.customs.ru Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

  2. Ганеева М.В. Сравнение существующих подходов работы с барьерами во внешней торговле, применяемых ЕС, БРИКС, США, ВТО и ОЭСР // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/ (доступ свободный).

Просмотров работы: 554