Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Доходы местного бюджета — это поступающие в местный бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицита бюджета. [2]
Планирование доходов местного бюджета на предстоящий финансовый год осуществляется финансовым органом. Составление проекта бюджета муниципальных районов – исключительная прерогатива администрации муниципального района. Финансовое управление администрации района осуществляет непосредственное составление бюджета. [3]
В таблице 1 будет рассматриваться анализ доходов бюджета в Любинском муниципальном районе Омской области за 2013-2015 гг.
Таблица 1 – Анализ доходов бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Группа, подгруппа доходов |
2013 |
2014 |
2015 |
Тр, 2015/ 2013% |
||||
Руб. |
% |
Руб. |
% |
Руб. |
% |
|||
Налоговые и неналоговые доходы |
228 946 166,2 |
26,5 |
224 986 174,38 |
26,1 |
220 378 441,06 |
25,3 |
96,2 |
|
Налоги на прибыль, доходы |
182 504 188,81 |
10,79 |
161 085 092,55 |
9,91 |
150 583 615,34 |
9,3 |
82,5 |
|
Налоги на совокупный доход |
14 143 965,87 |
0,84 |
17 401 944,22 |
1,07 |
16 244 108,62 |
1 |
114,8 |
|
Государственная пошлина |
1 773 100,00 |
0,10 |
2 872 089 |
0,18 |
3 959 379,50 |
0,2 |
223,3 |
|
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам |
4777,00 |
0,0003 |
4677,46 |
0,0002 |
4560,00 |
0 |
9,5 |
|
Доходы от использования имущества |
9 957 189,27 |
0,59 |
8 486 910,25 |
0,52 |
8 683 802,80 |
0,5 |
87,2 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
566 006,00 |
0,03 |
411 695,34 |
0,03 |
488 298,00 |
0,03 |
86,3 |
|
Доходы от оказания платных услуг |
6 557 490,54 |
0,39 |
3 590 44,3 |
0,02 |
1 447 482,01 |
0,1 |
22,1 |
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
8 900 244 |
0,05 |
5 423 209,61 |
0,33 |
8 491 766,69 |
0,5 |
95,4 |
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2 407 468,00 |
0,14 |
2 023 380,25 |
0,12 |
1 726 217,03 |
0,1 |
71,7 |
Продолжение табл. 1
Безвозмездные поступления |
622 202 960,24 |
73,5 |
601 451 442,74 |
73,9 |
607 734 511,25 |
74,7 |
97,6 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов |
621 714 584,24 |
73,1 |
601 270 442,74 |
73,7 |
607 734 175,81 |
74,6 |
97,7 |
Итого |
1 691 667 921 |
100 |
1 625 776 103 |
100 |
1 627 471 803 |
100 |
96,2 |
По данным таблицы можно сделать вывод 1 можно сделать вывод, что в целом сумма доходов Любинского муниципального района за исследуемый период с 2013 по 2015 гг. снизилась на 3,8% или на 64 191 388 руб.
Проведем анализ расходов бюджета в Любинском муниципальном районе Омской области за 2013-2015 гг., результаты отразим в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ расходов бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Группа, подгруппа расходов |
2013 |
2014 |
2015 |
Тр, 2015/ 2013, % |
||||||
Руб. |
% |
Руб. |
% |
Руб. |
% |
|||||
Общегосударственные вопросы |
82514061,01 |
9,8 |
96045223,07 |
11,9 |
90 595 980,61 |
10,7 |
109,8 |
|||
Национальная безопасность |
1757469 |
0,2 |
1861413 |
0,2 |
1 294 016,61 |
0,1 |
73,6 |
|||
Национальная экономика |
104892965,32 |
12,4 |
101189500,6 |
12,6 |
44 169 673,95 |
5,2 |
42,1 |
|||
ЖКХ |
112451262,15 |
13,3 |
55391447,7 |
6,9 |
104 279 135,73 |
12,3 |
92,7 |
|||
Образование |
439323424,33 |
52,0 |
475466401,14 |
59,0 |
500 409 052,55 |
59,0 |
113,9 |
|||
Культура, кинематография, средства массовой информации |
59169009,83 |
7,0 |
72 641 991,77 |
9,0 |
58 231 466,95 |
6,9 |
98,4 |
|||
Социальная политика |
43082210,09 |
5,1 |
40 088 353,89 |
5,0 |
45 538 911,25 |
5,4 |
105,7 |
|||
Физическая культура и спорт |
1571269 |
0,2 |
2670101,2 |
0,3 |
2 137 784,39 |
0,3 |
136,1 |
|||
Итого |
844761670,73 |
100 |
805266078,48 |
100 |
847 601 757,91 |
100 |
100,3 |
Анализ структуры расходов бюджета показал, что большую часть расходов за период 2013-2015 гг. в Любинском муниципальном районе составляет образование, в 2013 г. – 439 323 424,33 руб., (52,0%), в 2014 г. – 475 466 401,14 руб., (59,0%), а в 2015 г. – 500 409 052,55 руб., (59,0%),
В целом сумма расходов Любинского муниципального района за исследуемый период 2013-2015 гг. увеличилась на 0,3 % или на 2 840 087,18 руб.
На основе анализа доходной и расходной статей бюджета построим таблицу 3 и определим дефицит или профицит бюджета на 2013-2015 гг.
Таблица 3 – Анализ исполнения бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное отклонение 2015 к 2013 (+/-), |
Тр, 2015 к 2013, % |
Руб. |
Руб. |
Руб. |
|||
Доходы |
1 691 663 191 |
1 625 776 103 |
1 627 471 803 |
-64191388 |
96,2 |
Расходы |
844 761 670,73 |
805 266 078,48 |
847 601 757,91 |
2 840 087,18 |
100,3 |
Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит) |
-10 635 602,32 |
86 584 113 |
71 241 246,13 |
81 876 848,45 |
669,8 |
По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что в 2013 году был дефицит бюджета, составил -10 635 602,32 руб., это говорит о снижение эффективности использования бюджетных средств.
В 2014 и 2015 гг. наблюдался профицит бюджета, то есть превышение доходов над расходами в 2014 г. он составлял 1 625 776 103 руб., в 2015 г. увеличился и составил 1 627 471 803 руб.
По отношению к 2013 году доходы в 2015 году снизились на 3,8 % или 64 191 388 руб.
Рассмотрим исполнение доходной части бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг. в таблице 4.
Таблица 4 – Исполнение доходной части бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Доходы бюджета |
Исполнено на 2013, % |
Исполнено на 2014, % |
Исполнено на 2015, % |
Изменение 2015 к 2013 |
Налоговые и неналоговые доходы |
102,4 |
100,5 |
100,1 |
-2,3 |
Налоги на прибыль, доходы |
102,5 |
101,9 |
100,4 |
-2,1 |
Налоги на совокупный доход |
100,6 |
100,2 |
100,0 |
-0,6 |
Государственная пошлина |
100,9 |
103,5 |
100,0 |
-0,9 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам |
100 |
100 |
100,0 |
0,0 |
Доходы от использования имущества |
104,7 |
104,8 |
100,2 |
-4,5 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
100,1 |
102,7 |
100,0 |
-0,1 |
Доходы от оказания платных услуг |
100,2 |
100 |
100,0 |
-0,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
101,2 |
100,7 |
97,8 |
-3,4 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
101,7 |
103,0 |
100,0 |
-1,7 |
Безвозмездные поступления |
91,7 |
98,7 |
95,5 |
3,8 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов |
91,9 |
99,9 |
95,8 |
3,9 |
Итого |
94,6 |
99,2 |
96,7 |
2,1 |
Исходя из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что процент исполнения по доходной части увеличился на 2,1. В большей степени сокращение исполнения доходной части видно в статье «Доходы от использования имущества», исполнение по которым снизилось 4,5%. Так же можно отметить существенный процент исполнения, на 3,9%, по статье «Безвозмездные поступления от других бюджетов».
Рассмотрим исполнение расходной части бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг. в таблице 2.3.6.
Таблица 5 – Исполнение расходной части бюджета Любинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Доходы бюджета |
Исполнено на 2013, % |
Исполнено на 2014, % |
Исполнено на 2015, % |
Изменение 2015 к 2013 |
Общегосударственные вопросы |
99,9 |
99,9 |
99,4 |
-0,6 |
Национальная безопасность и ПД |
72,3 |
83,1 |
95,1 |
22,8 |
Национальная экономика |
44,7 |
93,2 |
92,7 |
48 |
ЖКХ |
99,9 |
100,0 |
98,9 |
-1,03 |
Образование |
100,0 |
99,9 |
95,2 |
-4,8 |
Культура, кинематография, СМИ |
99,9 |
100,0 |
97,3 |
-2,6 |
Социальная политика |
99,9 |
99,8 |
98,1 |
-1,8 |
Физическая культура и спорт |
100,0 |
100,0 |
97,7 |
-2,3 |
Итого |
93,1 |
99,1 |
96,5 |
3,4 |
По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что процент исполнения по расходной части 3,4 %. На данный процент повлияла статья «Национальная экономика», в 2015 году по отношению к 2013 году исполнение увеличилось на 48%. Значительно уменьшились расходы на «Образование» разница между 2015 годом и 2013 годом составила 4,8%
Бюджет Любинского муниципального округа является дотационным. Это означает, что средств выплачиваемых населением и фирмами, расположенными на его территории недостаточно для осуществления текущей деятельности. Вообще, объём средств бюджета очень мал. И в связи с этим говорить об успешном выполнении функций, возложенных на муниципальный округ, и указанных в его уставе, невозможно. Кроме того, имеет место нецелевое использование средств.
Доходы бюджета Любинского муниципального района состоят почти на 75 % из безвозмездных поступлений. Это говорит, что район финансово очень зависим от других бюджетов бюджетной системы.
В итоге, можно сделать вывод о катастрофической нехватке денежных средств, или об их неэффективном использовании.
Один минус, который необходимо отметить – низкая самостоятельность муниципальной власти.
Таким образом, в ходе анализа были выявлены недостатки, по которым были даны следующие рекомендации:
создание благоприятных условий налогового администрирования;
усиление ответственности администраторов;
организация эффективного взаимодействия с предприятиями района по улучшению финансово-экономического состояния, увеличению темпов производства, росту налогооблагаемой базы;
сокращение недоимки в бюджетную систему Российской Федерации;
содействие дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства в районе с целью повышения их участия в наполнении бюджетной системы, увеличения налоговых поступлений;
продолжение практики согласованных действий администрации района и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.
Список литературы.
Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник/ Н.Б. Ермасова – М.: Высшее образование, 2014. – 715 с.
Комягин, Д.Л. Бюджетное право России [Текст]: учебное пособие / Д.Л. Комягин; общ. ред. А.Н. Козырин. – М.: Институт публично правовых исследований, 2014.- 365с.
Поляк Г.Б Бюджетное право. [Текст]: Учебник/ Г.Б. Поляк,
Д.А. Ремиханова– М.: Юнити, 2014. – 287с.
http://lubin.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-229-1/officialsite/statistika.html