ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» В ПЕРИОД КРИЗИСА ПРЕССЫ 80-90Х ГГ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» В ПЕРИОД КРИЗИСА ПРЕССЫ 80-90Х ГГ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К началу 20 века «Огонек» уже сформировался как самостоятельный журнал и выходил огромным тиражом 120 тыс. экземпляров. Стоил он недорого, потому так и раскупался.

Фоторепортажи — излюбленный формат журнала «Огонек». Они всегда занимали большую часть на страницах издания.

Как и многие российские журналы в послереволюционный период «Огонек» временно приостановил свой выход.

Начало советской истории журнала «Огонек» относится к 1923 году.

Известный журналист Михаил Кольцов загорелся идеей возобновить выход некогда столь популярного у читателей журнала. Он собрал вокруг себя талантливых журналистов и литераторов. В редакции «Огонька» тогда обозначились принципиальные позиции журнала на долгие годы — это хороший литературный стиль и интересная иллюстративная подборка. Советский журнал «Огонек снова раскупался читателями и к 1925 году печатался полумиллионным тиражом.

С историей журнала «Огонек» связаны жизни многих талантливых публицистов и писателей. В 1938 году главный редактор «Огонька» М. Кольцов был репрессирован и некоторое время редактором издания был знаменитый советский писатель Евгений Петров.

В 1950х годах редактором журнала «Огонек» был знаменитый советский поэт – Алексей Сурков. Именно в это время сформировались главные черты «Огонька», которые отличали его от других журналов: портрет знаменитого человека на обложке (артиста, космонавта, спортсмена, героя труда), литературные произведения в каждом номере, фоторепортажи, яркие (журнал одним из первых стал полноцветным) , цветные слайды, носящие декоративный характер. При Алексее Суркове появилась «вкладка», аналогов которой на тот момент не было. В истории культуры СССР она имела уникальную функцию – при помощи цветных репродукций широкая общественность могла знакомиться с уникальными произведениями искусства, шедеврами мировой культуры, с классикой и официозной советской живописью. [1]

В середине двадцатого века у большинства людей отсутствовал телевизор, у некоторых не было и радио. Основным источником информации выступали различные печатные издания. «Огонек» был одним из наиболее популярных из-за целого ряда преимуществ. Журнал выходил еженедельно и был гораздо более оперативным, чем ежемесячные издания, и более качественным, чем ежедневные газеты, так как на подготовку номера редакция тратила больше времени и ресурсов. Также «Огонек» был одним из немногих изданий, на страницах которого присутствовали не только общественно-политические материалы, но и художественные произведения, и, один из первых в советском союзе кроссвордов. В связи с тем, что телевизоры были большой редкостью, мало кто знал, как выглядят первые лица страны советов. «Огонек» публиковал портреты вождей, важных чиновников, исторических личностей.

С помощью «Огонька» активно и действенно формировались эстетические предпочтения поколений, «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в 1960-е годы советской интеллигенции, и которая была одним из самых твердых базисных опор консервативного общества брежневского периода.

«Огонек» стал важной частью повседневной жизни рядовой советской семьи. Интеллигенция презрительно называла его «журналом для парикмахерских». Связано это с тем, что издание было крайне популярно и его можно было найти во многих общественных местах, в том числе и парикмахерских. Однако при следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Сафронове, руководившем журналом рекордные 33 года (с 1953 по 1986) – «Огонек» окончательно становится спокойным журналом для стабильной жизни. В «Огоньке» 1950-х годов начинал известный советский писатель Владимир Солоухин. Долгое время в журнале работал Генрих Боровик. Около тридцати процентов журнала занимали фоторепортажи. С «Огоньком» работали лучшие фотографы, литераторы и журналисты. Знаменитое приложение «Библиотечка», в которой публиковались рассказы, очерки, статьи и стихи- становится важной частью чтения советского человека.

«Огонек» до распада советского союза имел стабильно высокий тираж. В 1959 г – 1,5 млн экз., в 1978г – 2,05 млн экз., в 1985г – 1,51 млн экз., в 1989г- 3 млн экз. Исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод, что расцвет журнала наступил именно в период перестройки. Издание было крайне популярно и востребовано у аудитории [2-5].

В 1980х годах прошлого века журнал фактически являлся изданием для обывателей, придерживающихся консервативных взглядов. Это был журнал для семейного чтения, не имевший специализации, со статусом «еженедельного общественно-политического литературно-художественного иллюстрированного журнала».

В середине восьмидесятых годов журнал переживал упадок. Тираж расходился плохо, и его реализовывали по сниженной цене. Однако грянула перестройка и уже в 1987 г «Огонек» стал самым популярным еженедельником. Отчасти, таким успехом издание обязано своему редактору- Виктору Коротичу. Именно он сумел привлечь новых авторов- талантливых писателей и публицистов. С журналом стали сотрудничать авторитетные ученые, такие как Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, И.В. Петрянов-Соколов.

В журнале появились новые, актуальные темы. Одной из главных тем стала судьба репрессированных деятелей науки и культуры. С помощью «Огонька» читателю стали известны подробности трагической судьбы поэта Н. Гумилева, детали разгрома издания «Новый мир». Аудитории стали известны судьба и творчество художника Роберта Фалька, подробности травли Бориса Пастернака. В «Огоньке» стали появляться новые серии произведений поэта Евгения Евтушенко, стихи поэтов, погибших в результате репрессий, или вернувшихся домой из ссылки. Так же в журнале стали переосмысливаться образы деятелей революции – А. Луначарского, А. Коллонтай, Ф. Раскольникова, В. Чапаева, П. Дыбенко. «Огонек» первым опубликовал фрагмент из романа А. Рыбакова «Дети Арбата».

Поразительными для советского человека были очерки о смерти В.И. Ленина, принадлежащие перу Михаила Булгакова и Осипа Мандельштама, сотрудничавшими в 1924 году с московскими газетами. На страницах «Огонька» так же стали появляться материалы по экономике, отражающие взгляды и предложения экономистов, погибших в годы репрессий- А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, а также Н.И. Бухарин. О Бухарине журнал опубликовал очерк его вдовы A.M. Лариной под заголовком «Он хотел переделать жизнь, потому что ее любил». В 1987 г. публикации «Огонька» вызывали еще негодование части его прежних читателей. Виталий Коротич публиковал многие из писем читателей, и этот раздел также был для всех нас крайне интересен. Сам В. Коротич называл свою работу в журнале «моей маленькой гражданской войной».

Очевидно, что с приходом Виктора Коротича «Огонек» стал другим. Журнал стал оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны благодаря своим резонансным публикациям в 80-90е годы.

Однако не только качеством и глубиной материалов журнал завоевал доверие и огромную популярность у широкой аудитории. На страницах издания так же публиковались письма читателей, так как в период перестройки такой способ взаимодействия был наиболее эффективным.

Несмотря на большую востребованность журнала в перестроечные времена, в середине 1990-х он начал терять свою популярность: на фоне западных изданий «Огонек» выглядел громоздким и старомодным. Редактор Лев Гущин, которому выпала непростая задача приспособить «Огонек» к рыночным условиям, через много лет скажет, что прежний «журнал умер 21 августа 1991 года, когда коммунисты были отодвинуты от власти» [7].

В 1991 году новым редактором журнала стал Лев Гущин. Перед ним стояла сложная задача – реформировать «Огонек», адаптировав его к условиям рынка и свободной конкуренции. К началу 1995 года стало очевидно, что в новых экономических реалиях выжить такому дорогому, объемному и старомодному изданию сложно, практически невозможно.

Последняя реформа в «Огоньке» в начале 1995 года максимально приблизила его облик и содержание к стандартам запада. Однако это мало помогло. Уже в 1994 году тираж составлял 74 тыс. экз.

Первый номер журнала, где издателем значится «ОВА‑Пресс», вышел 11 августа 2003 года. После того, как «Огонек» вошел в структуру «ОВА‑ Пресс», в журнале были сокращены подразделения, дублирующие службы «ОВА‑Пресс», такие, как рекламная служба, финансовое управление, бухгалтерия и т.д.

С января по апрель 2004 года в журнале «Огонек» осуществлялась программа по смене формата и переориентации журнала на более широкую аудиторию.

4 апреля 2005 года ИД «ОВА‑Пресс», выпускающий «Огонек», объявил о выходе журнала в новом формате. Журнал сохранил свой фирменный логотип и название, при этом изменились концепция, состав рубрик, а также дизайн журнала.

«Огонек» сохранил свой фирменный стиль, но издательская команда изменила принципы формирования контента, внесла коррективы в формат журнала, увеличив его иллюстративные возможности. Для обновленного журнала была разработана оригинальная шрифтовая гарнитура. Обновление «Огонька» проходило в режиме реального времени: коррекция рубрик и макета происходила без остановки выпуска тиражей.

С 12 ноября по 15 декабря 2004 года временно исполняющим обязанности главного редактора журнала был назначен его исполнительный редактор Владимир Умнов.

С 15 декабря 2004 года главным редактором был назначен Влад Вдовин.

В июне 2005 года журнал «Огонек» сменил владельца. Новым собственником журнала стал телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест» (Санкт ‑ Петербург).

Компания «Телекоминвест», основанная в 1994 году, является холдинговой управляющей компанией, совладельцем компаний «Мегафон», «Петерстар», а также других предприятий, представленных практически во всех сегментах телекоммуникационной индустрии. После приобретения журнала «Огонек» компания сделала Виктору Лошаку предложение о создании издательского дома журнала «Огонек» . В июне 2005 года Виктор Лошак снова занял пост главного редактора журнала «Огонек».

К концу 2008 года «Огонек» стал журналом, выходящим еженедельно тиражом 69 тыс. экземпляров. Журнал содержал много прикладной, потребительской информации, публиковал мнения людей, авторитетных для аудитории. Он иллюстрировался фотографиями, рисунками, схемами и элементами инфографики. На страницах "Огонька" появлялись развернутые статьи российских писателей, ученых, деятелей культуры. Среди постоянных авторов «Огонька» ̶ историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский, телеакадемик Сергей Муратов.

В январе 2009 года из-за реструктуризации издательского дома и смены собственника выпуск журнала "Огонек" был приостановлен.

В начале марта 2009 года «ЗАО «Коммерсант. Издательский дом» и ОАО «Телекоминвест», владеющее торговой маркой "Огонек", достигли соглашения о передаче прав на выпуск журнала "Огонек" издательскому дому «Коммерсант», как говорилось в официальном сообщении.

В мае 2009 года, после почти пятимесячного перерыва, вызванного сменой собственника, еженедельник «Огонек» начал вновь выходить. 18 мая 2009 года из печати вышел его первый обновленный номер.

Вот, как например, оценивает позиции старейшего журнала страны «Огонек» исследователь А. А. Цыганов. Он пишет, что «Огонек» сам оказался во многом виноват в своих проблемах - не было выстроено надежного коммерческого механизма существования и привлечения рекламодателя, в результате чего он не получал достаточных средств от рекламы и реализации. Дальнейшее развитие журнала видится на путях отражения и удовлетворения политических потребностей вступившего в права владения собственника, а также удовлетворения простейших информационных потребностей широкой публики, ориентироваться на интерес которой журнал «Огонек» будет принужден ситуацией на рынке» [8].

Очевидно, что эволюция журнала «Огонек» не представляет собой исключительного явления для качественных изданий и в целом отвечает тем общим закономерностям развития рынка, характерного для российских СМИ. Многие издания также вынуждены были пересмотреть свои концепции, бюджеты, их распределение.

Коллектив редакции остался неизменным, но содержание журнала немного изменилось. Видоизменился информационный блок, появились потребительские полосы, обзор информации из сети Интернет, повествующая о героях недели. Возникли такие рубрики как «Герои недели», «Ключевые слова», которые стали визитными карточками обновленного «Огонька». Но основной визитной карточкой журнала, считает Виктор Лошак, всегда были и остаются талантливые авторы, сотрудничающие с журналом. Это Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др.

«Огонек» в отличии от немногих остался на рынке прессы после перестройки, однако ошибочно было бы считать, что адаптация к новым условиям прошла для журнала легко. Тираж снизился примерно в 50 раз, так же изменился и формат «Огонька». Для удобства читателя журнал стал выходить в формате А4 вместо традиционного А3. В содержание и состав рубрик были внесены изменения. Появилась электронная подписка.

«Огонек» был крайне популярен в советском союзе, так как был едва ли не единственным изданием, которое информировало, развлекало и просвещало своего читателя. Аналогов этому журналу в СССР не было.

Во времена перестройки «Огонек» стал еще более востребован. Современные историки называют его «рупором перестройки» и с ними трудно не согласиться. На страницах издания всегда можно было найти информацию о состоянии экономики, политики, о судьбах видных деятелей искусства, политики и науки, об исторических личностях и т.д. А также около трети журнала занимали фоторепортажи. Все это выделяло «Огонек» на фоне конкурентов и позволяло выходить многомиллионными тиражами.

Журнал был «рупором перестройки». Вместе с ней закончилась и популярность данного издания. К сожалению, руководство не смогло своевременно сориентироваться, обозначить целевую аудиторию, вникнуть в новые потребности читателя и уже к 1994 году тираж сократился приблизительно в 50 раз и составлял 74 тысячи экземпляров.

Долгое время журнал переходил из рук одного издательского дома, в руки другого и на данный момент им владеет ИД «Коммерсантъ». Благодаря усилиям новых владельцев, «Огонек» видоизменился, у журнала появилась электронная подписка и свой интернет-ресурс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. РИА новости [Электронный ресурс]/ URL: http://ria.ru/media/20091221/200100290.html (дата обращения 20.12.2016 г.).

2. Огонек. – 1959. – №27 (1672)

3. Огонек. – 1978. – №17 (2650)

4. Огонек. – 1985. – №9 (3006)

5. Огонек. – 1991. – №8 (3318)

6. «ОГОНЁК» [Электронный ресурс]/ URL: http://www.kommersant.ru/about/ogoniok (дата обращения 15.12.2016 г.).

7. С «Огоньком»: как журнал менялся вместе со страной [Электронный ресурс]/ URL: http://ria.ru/society/20091221/198406420.html (дата обращения 16.12.2016 г.).

8. Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности [Электронный ресурс]/ URL: http://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=373 (дата обращения 20.12.2016 г.).

9. Шершавый «Огонек» [Электронный ресурс]/ URL: https://lenta.ru/articles/2009/09/15/ogonjok/ (дата обращения 15.12.2016 г.).

Просмотров работы: 1313