ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деловая журналистика - феномен, корни которого можно при скрупулезном подходе найти в глубоком прошлом. Например, известный американский ученый Д. Форсит в своей книге об американской деловой журналистике XVIII-XIX веков, начинает описание истории деловой прессы с отсылки к временам пещерных людей, Древнего Вавилона и Египта: «История бизнес-коммуникаций следует за историей человеческих нужд. В смысле, что человек впервые заговорил (или написал) для того чтобы обеспечить экономические потребности в пище, воде и тепле. По мере того, как его нужды становились более комплексными, усложнялись и коммуникации. Все это воздействовало на все виды письменных коммерческих посланий» [1]. Исходя из этой точки зрения, предшественниками современных деловых изданий вполне можно считать документы (например, деловую переписку) времен античности.

Следуя за Форситом, многие исследователи находят прямую связь между документами того времени и образцами, которые уже можно считать деловыми средствами массовой информации, - английскими «прейскурантами» (price-currents) XVII века и, впоследствии, американскими изданиями, созданными по их образу и подобию. Этот подход отражает признание крайней важности деловой прессы в жизни общества, однако ставит знак равенства между средствами бизнес-коммуникаций и деловой прессой [2].

Уже с середины XVI века в городах, где концентрировался капитал и велась активная деловая деятельность, начали развиваться два основных типа деловой информационной инфраструктуры: частные информационные сети, поддерживаемые влиятельными купцами и бизнесменами, и публичные издания, предоставляющие экономическую информацию. Оба типа «праизданий» характеризовались тем, что фиксировали самые заметные события в экономической жизни и давали лишь общую информацию о происходящем. Анализ и интерпретация фактов практически полностью отсутствовали [1].

В России во второй половине XVIII века начали издаваться научно-популярные и литературные журналы, которые содержали материалы об экономике, культуре, развитии торговли, что придавало им энциклопедический характер и соответствовало вкусам читающей публики. Журналы того времени создавались для пропаганды экономических реформ и научных достижений. Отдельные разделы «толстых журналов», а также некоторые специализированные издания того времени можно рассматривать в качестве предвестников деловых журналов («Ведомости»; издания Академии наук («Комментарии», «Ежемесячные сочинения» и др.); «Экономический магазин» и «Труды Вольного экономического общества») [1].

В начале XIX века в России появляется ведомственная пресса: «Санкт-Петербургский журнал», «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения», «Сенаторские ведомости». К этому же периоду относится увеличение количества специализированных изданий. Расширение спектра специализированных и отраслевых журналов продолжалось и в царствование Николая I. Важным фактом развития структуры российской печати стало появление и развитие отраслевой прессы - изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую деятельность. Эти издания были ориентированы на аудиторию специалистов, но в них уже начали появляться разделы для общей публики [4].

Российская пресса получает новый импульс к развитию с приходом к власти Александра II. Активно развиваются и деловые журналы, такие как «Журнал для акционеров» - центральный орган владельцев государственных фондов и акций различных обществ и компаний, «Вестник промышленности» - первый в России журнал для предпринимателей. Это издание было призвано защищать нужды и требования национальной торгово-промышленной буржуазии, содействовать строительству в России железных дорог, развитию промышленности, банковского дела [3].

В то же время получила распространение и аграрная пресса - появились журналы «Сельское благоустройство», «Журнал землевладельцев», «Практический сельский хозяин», «Русское сельское хозяйство». Экономические журналы: «Технологический журнал» - орган АН, «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических» - дайджест зарубежных книг и журналов; газеты «Купец» и «Коммерческая газета» - «посредники между промышленниками и публикою»; «Мануфактурные и горнозаводские известия», «Земледельческая газета» и др. специализированные издания [3].

Конец XIX века - время промышленного подъема в России. С этим процессом связано и дальнейшее развитие периодической печати. Особенно был ощутим рост специальных, справочных и научных изданий. В это время в стране сформировался тип делового издания, обслуживающего интересы бизнеса, государственной элиты, профессиональных сообществ. Данный тип прессы в то время был представлен во всем разнообразии - издавались универсальные и специализированные деловые газеты и журналы, среди которых были ведомственные, отраслевые и др. [2].

Появляются «Биржевые ведомости» К.В. Трубникова - первая специализированная газета, посвященная акционерно-биржевым делам. В 1912-1914 гг. в Санкт-Петербурге выходило несколько десятков газет и журналов, посвященных акционерному делу, в том числе «Биржевые ведомости», «Биржа», «Биржевая спекуляция и акционерное дело» и т.п. [3].

Переход к рыночным отношениям, высокие темпы развития экономики и бизнеса, новые потребности населения способствуют возникновению и формированию системы российских деловых журналов. В начале XX века Россия обладала мощной для своего времени прессой - в это время в России функционировала разветвленная система периодической печати, ориентированная на все основные социальные сословия, профессиональные и возрастно-половые группы. Устойчивый рост российской экономики стимулировал увеличение количества деловых газет и журналов. Широкое распространение в то время получили ведомственные, экономические, финансовые, отраслевые, аграрные деловые журналы. Именно в этот период в России впервые начала формироваться система деловых периодических изданий, немалую часть которых составляли журналы [1].

За первые два года после Октябрьской революции было закрыто 170 журналов и газет. Подавляющее большинство оставшихся изданий было превращено в сеть изданий органов партийных комитетов и местных Советов. В журнальной сфере в это время происходили неоднородные процессы. Деловые издания общего интереса, публиковавшиеся до революции, прекратили свое существование, потому что исчезла их целевая аудитория (предприниматели, финансовая элита и т.д.), на которую они были ориентированы, и прекращено их финансирование. Были закрыты и дореволюционные ведомственные и специализированные журналы, уступив место печатным органам большевистских ведомств [1].

В конце 20-х - 30-х гг. XX века интенсивно развивались созданные Советской властью центральные отраслевые и специализированные журналы. Появляются и провинциальные издания, посвященные экономике и финансам. Происходит трансформация деловой прессы в экономическую печать [3].

После Великой Отечественной войны журнальная периодика постепенно восстанавливается. С 1956 по 1985 гг. ежегодное пополнение журналов и изданий журнального типа составляло значительное количество - 30-40 новых названий, однако деловой журнал как отдельный тип не выделялся.

В 90-е годы XX века в отечественной прессе произошли существенные типологические изменения. Постепенно происходила коммерциализация российской прессы. Период с 1990 по 1995 гг. можно назвать временем становления классической системы деловых журналов в России. В это время появляются первые российские деловые журнальные издания общего интереса - «КоммерсантЪ Weekly» и «Эксперт». В этот период начинается активное развитие новых профессиональных, отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу ХХ века в России вновь формируется разветвленная система деловой журнальной периодики [2].

История деловой прессы постсоветской России - одна из самых малоисследованных и интересных страниц отечественной медиаистории в целом. К сожалению, несмотря на наличие значительного количества материалов, посвященных развитию российских бизнес-СМИ, надо признать, что большинство из них охватывают лишь часть истории, не предоставляя цельную «картину».

Из-за небольшой по мировым меркам истории развития российских СМИ некоторые тенденции и процессы, зародившиеся несколько лет назад, продолжают активно влиять на современный рынок СМИ и модели функционирования деловых журналов. Основные этапы развития российских деловых СМИ удивительным образом похожи на те, что проходили бизнес-издания Соединенных Штатов Америки (с учетом некоторых отклонений, связанных, во-первых, с крайне коротким сроком развития рыночной модели экономики - всего лишь 16 лет, и, во-вторых, с некоторой спецификой развития бизнес-среды в России - например, большим влиянием на экономическую и социальную жизнь небольшой группы крупных капиталистов, имеющих интересы в самых разных сегментах рынка) [2].

Историю современных российских деловых СМИ уместно разделить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется рядом отличительных особенностей:

  • 1987-1995 гг. Становление российской деловой журналистики. Появление первых образцов классической бизнес-прессы на рынке. Развитие издательского дома «Коммерсантъ».

  • 1995-1999 гг. Развитие национальной модели деловой журналистики/прессы, рост конкуренции на рынке.

Появление журнала «Эксперт». Деловая пресса Российской Федерации строилась и утверждалась в условиях перехода к рыночным отношениям, в условиях интенсивного воздействия на журналистику социально-экономических преобразований, возникших в обществе в постперестроечные годы. В силу новых тенденций любая информация, и в том числе финансово-экономическая, стала предметом целенаправленного спроса [2]. В начале 90-х годов на российском рынке появились десятки информационных агентств, специализировавшихся на финансово-экономической информации. Сначала информация доставлялась в основном в печатном виде. К середине 90-х гг. сложилась система деловой прессы, в структурные звенья которой вошли кроме периодических изданий информационные агентства, специально занимающиеся сбором и распространением экономической информации: межреспубликанское информационное агентство, агентство экономических новостей, «ПАЛ-информ - Москва», региональные и межрегиональные агентства [152]. Информационные агентства смогли сформировать продукты, по-настоящему интересные для профессионалов, создав платформы для трансляции коммерческой информации в режиме реального времени. Сначала появилась возможность доставлять данные по радиосигналу, чем сразу воспользовались «МФД-ИнфоЦентр», «Интерфакс» и «Финмаркет» [2].

А в 1997 году был реализован первый проект по интеграции новостей в торговую систему биржи, что заметно увеличило вероятность непосредственного влияния новостей на рынок. Примерно в это же время заметное распространение получил Интернет, став основной средой для доставки информации как профессионалам рынка, так и широкой аудитории. Что касается поставки данных частным инвесторам (в основном бесплатной), то здесь в лидеры вышел РБК, сделав ставку на web-технологии [1].

1999-2003 гг. Окончательное формирование системы деловой прессы России как элемента национальной медиасистемы. Появление на рынке полного спектра видов деловой прессы. Возникновение и развитие газеты «Ведомости».

2003 г. - нынешнее время. Быстрый рост числа представителей деловой прессы. Развитие мультимедийных холдингов бизнес-СМИ. Активное проникновение на рынок зарубежных брендов. Быстрое развитие подвида деловой прессы, посвященной персональным финансам.

В газетно-журнальном мире России деловая пресса в этот период представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения. От всех других типов изданий они отличаются преимущественной ориентацией на освещение деловой жизни, мира бизнеса, а также характером финансирования издания [2].

Не все сегменты деловой прессы развиваются равномерно. В России деловые средства массовой информации представлены как в «традиционных» формах (печатные, аудиовизуальные), так и в «новом» формате (онлайновые версии). Основную часть делового медиарынка контролируют крупные медиагруппы, в составе которых бизнес-медиа сконцентрированы чаще по вертикальному (Издательский дом Родионова, Издательский дом «Коммерсантъ», Издательский дом «Экономическая газета»), но также и по диагональному принципу (например, группа «Эксперт», РБК). Газетно-журнальная сфера представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способам финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения [3].

Среди печатных деловых СМИ выделяют ежедневные («Бизнес», «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК Daily « и др.; в 2007 г. появилось новое печатное издание «Business&Financial Markets» - первая и единственная российская биржевая газета) и еженедельные газеты, а также еженедельные и ежемесячные журналы («Эксперт», «Компания»), причем некоторые из них распространяются только по подписке, например, еженедельник «Экономика и жизнь», «Vending Business» и др. [163].

Деловая пресса специфична по характеру аудитории, к которой она апеллирует, и по характеру обрабатываемой информации. Сегодня выпускается достаточное количество специализированных изданий для целевой аудитории менеджеров и управленцев («Искусство управления» - российский партнер британского The Economist, «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансовый менеджмент», «Консультант», «Управление компанией») [3].

Можно выделить разные типы корпоративных СМИ на рынке деловых медиа, в частности, В2B - и B2С-издания. Главная цель газет и журналов для клиентов (B2С) - наладить контакт с потребителем, создать позитивный имидж компании, привлечь внимание к конкретной сфере промышленности. Эти издания распространяются бесплатно. Внутрикорпоративные издания (часть изданий В2В), как правило, распространяются внутри компании. Они являются одним из инструментов создания корпоративной культуры. Деловые СМИ активно осваивают региональный российский рынок. Некоторые издательские дома имеют специальные региональные выпуски. Примерами могут служить Издательский дом «Экономическая газета», публикующий специальные выпуски «Экономика и жизнь. Сибирь», «Экономика и жизнь. Черноземье», «Экономика и жизнь. Русь»; а также группа «Эксперт», которая выпускает региональные издания, 16 региональных выпусков журнала The Chief [3].

Деловые СМИ широко представлены также и в Интернете. Деловая информация рассматривается разносторонне, подается оперативно. Можно выделить два типа деловых медиа в интернете: онлайновые издания, которые доступны только в интернете (Forex Magazine), и электронные версии печатных СМИ. Так, например, в 1998 году группа РБК создала сайт, который стал еще одним каналом распространения деловой и финансовой информации [163].

Деловое телевидение в России представлено на сегодня специализированным деловым каналом «РБК ТВ», вещающим с 2003 года. С 1 декабря 2008 года медиахолдинг «Эксперт» запустил независимый деловой информационно-аналитический телеканал «Эксперт-ТВ» [3].

С 1 марта 2007 года на частоте 87.5 FM в эфир вышла первая деловая радиостанция «Business FM». Это очередной проект Издательского дома «Московские новости» [3].

Изменения экономики приводят к трансформации системы деловой прессы как элемента инфраструктуры, обслуживающей нужды экономической системы. В условиях глобализации, когда модели экономических систем в разных странах постепенно сближаются, а формы бизнес-отношений становятся схожими во многих государствах, следует ожидать сближения моделей работы деловой прессы во всем мире. Можно с полной уверенностью говорить о распространении ранее незнакомых форм деятельности бизнес-СМИ в новых странах, на новых рынках, в новых экономических форматах [2].

Неотъемлемой частью системы бизнес-прессы являются деловые журналы, которые выполняют собственные функции и имеют свою читательскую аудиторию. Специфические характеристики журнальной прессы формируют собственное, весьма обширное поле для исследований.

В странах, сравнительно давно избравших капиталистический путь развития, формы и механизмы работы деловой журналистики уже сформированы, хотя это отнюдь не исключает возникновения сложных вопросов, требующих теоретического решения и практической апробации. В то же время в переходящих к рыночной экономике государствах, ныне активно адаптирующих принятые в западных странах формы хозяйствования, может появиться ряд сложностей в разработке оптимальных механизмов функционирования института деловой прессы. Вопросы возникают как при разработке теоретических основ функционирования бизнес-СМИ, так и при практическом их применении. Например, в России практикам журналистики пришлось с нуля создавать и впоследствии апробировать методики работы с деловой информацией (ее сбора, обработки, интерпретации и верификации), взаимодействия с источниками данных, определять и внедрять этические основы деятельности журналистов, работающих в деловых средствах массовой информации. Перед владельцами и менеджерами средств массовой информации стояли и стоят другие задачи - разрабатывать и применять оптимальные способы создания и продвижения информационного продукта (деловых СМИ) [2].

На основании изложенных выше данных можно сделать следующие выводы:

  • деловые средства массовой информации России представляют собой достаточно развитую систему: большинство потенциальных ниш на рынке деловых СМИ уже заняты соответствующими масс-медиа;

  • несмотря на небольшой срок функционирования российских деловых СМИ, налицо сходство многих этапов их развития с западными системами медиа (например, появление изданий, посвященных персональным финансам в результате роста благосостояния населения и увеличения числа индивидуальных инвесторов);

  • неизменна взаимосвязь между особенностями функционирования национальной экономики и спецификой развития деловых СМИ;

  • активные процессы, протекающие в системе деловых СМИ России, могут привести к существенным ее изменениям в обозримом будущем.

На сегодняшний день в России сформировался тип делового журнала, который рассчитан на вполне конкретную аудиторию - деловое сообщество, то есть на людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. Задачи современного делового журнала - пропаганда идей и принципов рыночной экономики, информирование читателей о мире бизнеса, экономики, промышленности, распространение законодательной, нормативной, отраслевой и профессиональной информации, расширение профессионального и делового кругозора читателей, формирование идеологии бизнеса, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена. Высокий уровень публикаций таких изданий заставляет прислушиваться к деловой прессе властные, финансовые структуры, интеллектуальную часть общества.

Система деловых журналов соответствует основным требованиям системного подхода к СМИ: сохранение целостного характера, совокупность компонентов, наличие необходимого набора функций и элементов, организованность системы. Главная функция деловых журналов состоит в обеспечении бизнес-коммуникаций. Данная функция определяет основное требование, предъявляемое к деловым изданиям - быть надежным источником информации. Система деловых журналов располагает совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей. Она существует как подсистема российской деловой прессы.

Элементы системы деловых журналов в России составляют:

) Деловые журналы общего интереса - издания, предназначенные для бизнес-сообщества и специалистов, связанных с обслуживанием бизнеса. Большая часть содержания таких журналов является новостной, аналитической и справочной информацией об экономике, бизнесе, финансах, менеджменте. Однако подобные СМИ содержат также разделы, посвященные проведению свободного времени, хобби, спорту и др.

Специализированные (отраслевые и профессиональные) деловые журналы - СМИ, содержание которых представляет интерес только для лиц, профессионально связанных с определенной отраслью или сферой управленческой, производственной и коммерческой деятельности.

Корпоративные деловые журналы - издания, издаваемые конкретными предприятиями, корпорациями, объединениями с целью информационного воздействия на персонал компании, работников отрасли (включая конкурентов), на представителей исполнительной и законодательной власти. Их отличительные особенности - относительная независимость редакционной политики, представительность мнений, скорее отраслевая, нежели корпоративная тематика.

Деловые журналы - издания органов государственной власти (Governmental title) - журналы, учрежденные органами государственной власти и/или выполняющие государственные задачи в соответствии с законодательством РФ [1].

Система деловых журналов имеет перспективы дальнейшего развития, но лишь при осознании и учете некоторых условий, которые носят объективный характер и определяют состояние всего медиарынка в России. Важнейшее из этих условий - дальнейшее развитие экономики России, укрепление ее рыночного хозяйства и возрастание в связи с этим роли и значения деловых СМИ, в том числе - деловых журналов.

На сегодняшний день одно из первых мест в рейтинге деловых изданий России по праву занимает журнал «Эксперт» - общенациональный деловой еженедельник.

На наш взгляд, родиной деловых изданий, напоминающих современные, является Европа на рубеже Нового времени (XVI-XVII столетие). Именно в это время в некоторых европейских странах (Голландия, впоследствии - Британия) стали появляться предпосылки для промышленной революции.

К концу десятилетия сформировался круг основных российских участников рынка: АК&М, «Интерфакс», «МФД-ИнфоЦентр», «Прайм-ТАСС», РБК, «Финмаркет». При этом до кризиса 1998 года каждое агентство концентрировалось в основном на «своем» сегменте рынка. Так, лидерство в сфере новостей удерживали «Интерфакс» и «Прайм-ТАСС», самым известным поставщиком фундаментальной информации и новостей по компаниям являлось агентство АК&М, а в секторе информации с бирж тон задавали «МФД-ИнфоЦентр», РБК и «Финмаркет». В последние годы мы наблюдаем тенденцию концентрации информационного бизнеса с выделением 3-5 лидеров рынка (включая, конечно, Reuters и Bloomberg) и консолидации бизнеса (покупка агентства «Финмаркет» Группой «Интерфакс») [3].

Современная деловая пресса России является одним из сегментов современной системы СМИ, развитие которого обусловлено особым «социальным заказом на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений. Соответственно, деловая журналистика - это деятельность по формированию того типа коммуникаций, который востребован новыми общественными силами и социальными группами» [3]. Таким образом, ее появление связано с воздействием социальных факторов и исторического типа, определяемого общественно-экономической формацией.

Таким образом, состояние российской деловой журналистики, с одной стороны, обусловлено спецификой формирования национальной медиасистемы, с другой стороны, - ростом рекламного рынка России. Состояние рекламного рынка является одним из показателей того, что происходит в стране, в ее экономике. Место и роль деловой журналистики в обществе не является константой. Специфика экономической среды, уровня деловых отношений определяет структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе. Как итог, в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы [3].

Список литературы:

  1. Мельник, Г.С., Виноградова, С.М. Деловая журналистика: учебное пособие. - СПб: Питер, 2010.

  2. Овсепян, Р.П. Периодическая печать России. Система, типология. - М., 1995

  3. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917). - М., 2000.

  4. Теплова, Л.А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов: На примере журналов «Коммерсантъ-Weekly”, «Деньги”, «Эксперт”, «Итоги”, «Профиль”, «Коммерсантъ-Власть” и «Компания”: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10/Теплова Людмила Анатольевна. - М., 2002.

Просмотров работы: 2480