ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый человек является личностью и достоин уважительного отношения к себе. Это уважение начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение является неотъемлемой чертой личности, оно зарождается с самого юного возраста, поэтому очень важно, чтобы дети росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. При формировании самоуважения и самооценки большую роль играет не только семья, но окружающие сверстники. Гармоничные отношения с ровесниками, наличие такой необходимой для детей референтной группы (общности сверстников, чьи ценности и суждения они разделяют и принимают) очень сильно влияют на статус ребенка в коллективе.

Буллинг – это социальное явление, свойственное зачастую организованным детским коллективам, преимущественно школе. Многие исследователи объясняют это прежде всего тем, что школа – это универсальная арена для разрядки детьми накопившихся дома отрицательных импульсов. В классе складываются определенные ролевые отношения среди детей, обычно это «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим существованию и развитию буллинга в школе, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. В английском языке слово буллингозначает запугивание, психологическое или физическое воздействие на человека, направленное на то, чтобы напугать, причинить боль, подчинить, унизить. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Проблема заключается еще в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.

Буллинг имеет свои возрастные, гендерные и иные психологические закономерности. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Акты агрессии, направленные на одних и тех же жертв, создают между ними стабильные отношения, в которых буллинг на одном полюсе дополняется виктимизацией на другом полюсе.

Исследование буллинга проводилось на базе МОУ «Гимназия №1» города Щекино, выборку составили младшие школьники (19 человек), учащиеся 4 Б класса, возраст испытуемых 9-10 лет.

Для диагностирования буллинга в этом классе нами были использованы следующие диагностические методики:

  1. Методика для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников (Гильбух).

  2. Методика изучения самооценки личности младшего школьника.

  3. Методика по выявлению межличностных отношений. Методика "Капитан корабля" (Е.О. Смирновой).

  4. Методика Рене Жиля.

Анализ результатов по окончанию проведения методик позволил сделать следующие выводы:

  1. 21 % учащихся в классе имеет низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. У 63% учеников имеется средний уровень чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении, детям нравится ходить в школу, присутствует наличие определенных благоприятных взаимоотношений, которые комфортно влияют на ощущение собственного положения учеников в классе. 16% имеют высокий уровень удовлетворенности, Классный коллектив является для детей очень привлекательным, атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет их. 21 % обучающихся обладают выраженной конфликтностью, на неё оказывают влияние индивидуально-психологические особенности детей, в частности агрессивность. Конфликты между учениками в школе возникают из-за нарушений общепринятых норм в поведении школьников, наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных детей и тд. В данном классе детей с высоким уровнем конфликтности не наблюдается.

Так же удалось выяснить, что 16% учеников считают, что находятся в классе с низким уровень сплоченности. На уровень групповой сплоченности влияют совпадение целей, ценностей и взглядов учеников, а так же атмосфера доброжелательности в классе. 74% обучающихся считают, что в их классе средний уровень групповой сплочённости, а 10 % высокий;

  1. в выборке нет «отверженных» детей, 10% от учащихся игнорируются классом. 90% детей считаются популярными в данном учебном коллективе, из них 74% являются предпочитаемыми-дети проявляют интерес друг к другу и не испытывают больших трудностей в общении. 16% учеников являются лидерами в классе, от них в большей степени зависит психологический климат в классе, принятые нравственные ценности, они играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом;

  2. 68% детей проявляют тенденцию к общительности- это свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в классе, так и за его пределами. 16 % учеников, безразличны к делам класса, вялы в общении, молчаливы и безучастны к проблемам коллектива. 42 % учащихся принимают групповые стандарты и ценности, для них характерна подчиненность лидерам в классе, нерешительность в общении. Другие 47% детей независимы в своих поступках, уверенны в своих решениях и действиях. В поведении учеников проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов. 58 % детей активно принимают участие в жизни класса, они работоспособны, активно стремятся участвовать жизни класса, добиваются более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Остальные 31% учеников проявляют «избегание борьбы», показывают стремление уйти от взаимодействия в коллективе, сохранить нейтралитет в спорах и конфликтах, проявляется склонность к компромиссным решениям;

  3. у 84% учеников нормальная (адекватная) самооценка. У таких детей сбалансированное и точное представление о себе, ребенок оценивает себя адекватно, это дает ощущение внутренней стабильности. У 16% детей в классе завышенная самооценка, по- другому такое состояние можно охарактеризовать как «мания величия», ребенок с завышенной самооценкой считает, что всегда прав в любой ситуации. Самооценка во многом определяет успешность обучения ребенка, а так же характер человека, помимо этого она влияет на все сферы жизни. Завышенная самооценка порождает в ребенке определенные отрицательные черты - самоуверенность, высокомерие, не критичность к себе и к окружающим. В выборке нет детей с заниженной самооценкой. Но обычно, такие дети сосредотачиваются на собственных ошибках, а также на мнимых или реальных недостатках. Похвала и комплименты, высказанные адрес ребенка, скорее всего будут расцениваться им как издевательство, чем как честное признание положительных качеств школьника.

Таким образом, в результате исследования было выяснено, что в данном классе большинство детей имеют хорошие отношения с одноклассниками, они не конфликтны, проявляют интерес к друг другу и с удовольствием ходят в школу. Совсем маленький процент учащихся не довольны своей жизнью в школьном коллективе, они считают свой класс недостаточно сплоченным и дружным. На уровень групповой сплоченности влияют совпадение целей, ценностей и взглядов учеников, а так же атмосфера доброжелательности в классе.

На основании результатов диагностики была предложена программа, направленная на профилактику буллинга в младшем школьном возрасте.

Задачи программы:

1) Формирование навыков межличностного общения;

2) Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.

3) Формирование позитивной самооценки;

4) Навыки совместной деятельности;

5) Расширение способности к сочувствию и сопереживанию у младших школьников;

6) Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы для сплочения классного коллектива;

7) Предупреждение конфликтов;

8) Снижение уровня тревожности у младших школьников;

9) Снижение уровня агрессивности, неконтролируемого чувства гнева и злости.

Условия организации занятий: программа состоит из 9 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30- 40 минут.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.

В таблице 1 представлена программа.

Таблица 1

Программа профилактики буллинга у младших школьников

№ п/п

Название блока

Цель:

Задачи:

Упражнения:

1

«Знакомство!»

Знакомство детей друг с другом

-Создание атмосферы группового доверия и принятия;

-Развитие эмоциональной сферы ребенка.

« Давайте поздороваемся»

«Снежный ком».

« Те кто…»

«Атомы и молекулы»

« Улитка».

2

«Понимай без слов»

Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств

-Важно научить детей использовать и понимать невербальные методы общения;

-Развитие умений взаимодействовать со сверстниками;

-Сплотить детский коллектив;

-Снятие эмоционального напряжение, агрессии.

"Общий ритм"

«Липучка»

« Добрый бегемотик».

"Это здорово»

3

«Настройся»

Развитие умения ориентироваться в учебном пространстве

Установление положительного эмоци­онального настроя в классе;

-Развитие навыков общения между учениками;

-Развитие умений контроля за своими действиями .

«Животные»

«Постарайся отгадать».

«Мой хороший попугай»

"Слушай команду»

4

«В гостях у сказки»

Развитие осознания своей школьной индивидуальности

-Научиться пониманию чувств другого человека;

- Снять эмоциональное напряжение у детей, агрессию;

-Научить контролировать свое поведение

«Разминка»

«Настроение»

Беседа по мотивам сказки «Винни-Пух и все, все, все…..».

«Связующая нить»

5

«Доверяй другу»

Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе

-Создание положительного эмоционального климата в группе;

-Обучение детей ориентации в намерениях, состоянии и тактике других людей;

-Согласовывать свои действия с действиями других;

-Снятие эмоционального напряжения и агрессии

«Моя пара»

«Счет»

"Что там, за спиной"

«Закончи рассказ».

6

«Умей расслабляться»

Создание положительного эмоционального климата в коллективе

- Побуждение детей к проявлению творческой активности, развитию воображения, увеличению словарного запаса;

-Развитию умения слышать и слушать с другого человека;

-Снятие эмоционального напряжения

«Волшебные качества»

«Карабас Барабас»

«Иголочка и ниточка».

"Порадуй меня ".

7

«Твое тело-твое дело»

Развитие умений владения мышцами тела и лица

-Снятие излишнего мышечного и эмоционального напряжение;

- Сплочение детского коллектива;

-Установление положительного эмоци­онального настроя в классе

«Здравствуй, друг!»

«Котик».

«Драка».

«Пузырь»

«Рисование»

8

«Подведем итоги»

Формирование группового сотрудничества в учебе, закрепление полученных знаний и навыков

-Установление положительного эмоци­онального настроя в группе,

-Снятие излишнего эмоционального и мышечного напряжения;

-Развитие навыков ориентации в пространстве;

-Развитие умений взаимодействовать с одноклассниками

«Пожелания»

«Скульптура».

«Ласковый мелок».

«Моё имя».

Литература

  1. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников [Текст] / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2005.

  2. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] // Этнографической обозрение. 2010. №2. С.55-68.

  3. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

  4. Ушакова, Е. Н. Буллинг – новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // [Текст] Директор школы. – 2009. – № 6. – С. 84–87.

Просмотров работы: 1196