ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Буллинг» - в переводе с английского это слово означает хулиганство. Буллинг-это многократное негативное психологическое давление на человека[1].

В настоящее время буллингу как форме насилия во всем мире уделяется большое внимание. Буллингу целиком посвящено несколько больших национальных и международных серверов, таких как Bullying.org, Bullying Online, Stop bullying, Bullying.net и т. д. [2,с.171]

Впервые слово «буллинг» для обозначения травли как явления и как формы насилия использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 г.[2] Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды. Поскольку буллинг имеет место преимущественно в организованных коллективах, можно определить основные виды буллинга. Это:- буллинг в школе;-буллинг на рабочем месте;-буллинг в армии («дедовщина»).В данной работе будет рассмотрен «буллинг в школе». Школьный буллинг представляет собой агрессивную психологическую и физическую травлю одного ребенка другим (или группой лиц). С.В.Кривцова под буллингом понимает агрессию одних детей против других, где имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. По данным свободной интернет-энциклопедии «Википедия» травля или буллинг -это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Бердяшев И.С. определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек. Выделяют несколько типов буллинга:

Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.

Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ[5]. Проблема буллинга остро стоит в младшем школьном возрасте, так как именно этот период является благоприятным для профилактической работы по данному направлению, когда детскую психику ещё можно изменить. Буллинг нередко связывают с виктимизацией. Виктимизация (лат. victima - «жертва») -процесс или конечный результат превращения в жертву, которая начинает негативно относиться к себе и изменяет свое поведение и общение с другими [2,с.172] В таких странах как Англия и Германия были проведены исследования среди учащихся школ по проблеме травли, которые показали, что степень виктимизации в двух государствах различны. Жертвами буллинга становится больше детей в Англии, нежели в Германии, однако буллеров среди английских детей значительно меньше, чем среди немецких. Эти показатели свойственны для мальчиков, среди девочек значительной разницы нет. Жертвами буллинга, как и его инициаторами, чаще всего являются мальчики, происходит он обычно на игровых площадках или в классах, социально-экономические и этнические различия невелики [3,с.28]. В целом, как отмечает Е. М. Мастюкова, различные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства младших школьников. Между тем, некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

1) высокая частота агрессивных действий. Дети за час могут продемонстрировать 4 и более актов, которые направлены на причинение вреда сверстникам, когда другие дети демонстрируют не более одного;

2) преобладание прямой физической агрессии -если у большинства школьников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных школьников), а на физическую боль или страдание сверстников [3,с 28].В соответствии с этими признаками можно выделить группу младших школьников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы [3, с.29].

Чаще всего проявления школьниками травли в отношении других детей начинает проявляться уже в начальной школе. Почти 50% детей в России становятся объектами буллинга. В начальных классах он может проявляться в виде школьного рэкета (отнимание у жертвы мобильников, денег и т. д.),обзывательств, насмешек. Буллинг так же может осуществляться с использованием мобильных телефонов, компьютеров- кибербуллинг. К нему чаще прибегают мальчики. Девочки, став жертвой кибер-травли чаще мальчиков сообщают об этом взрослым (родителям, учителям) [2].

В результате ребенок-жертва испытывает чувство безысходности, одиночество, боль. Буллинг всегда начинает один ребенок, а затем к нему присоединяются и другие. Если жертва не сопротивляется и учитель не пытается остановить травлю, никто не вступается за страдающего ребенка. Иногда сочувствие к нему меняется на равнодушие и раздражение. Подвергнуться буллингу могут даже сильные школьники, если на них давит группа одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и ранимость, также это могут быть любимчики учителей. А также дети, разительно отличающиеся чем-то от одноклассников 2].

Профилактика буллинга в начальной школе может осуществляться по направлениям:

1) методы, ориентированные на конкретных детей;

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3 )методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум)[5]. При планировании профилактической работы следует учитывать множество факторов, например: интенсивность травли, её частота, личностные особенности участников процесса буллинга (жертвы и буллеры), причины возникновения и факторы, подкрепляющие. Только с учётом всех особенностей конкретного случая можно успешно выстроить работу по предотвращению школьного буллинга.

Список использованной литературы:

1.Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения .-СПб.: Питер, 2014. -368 с.:с ил.

2.Особенности и участники буллинга в школе [Электронный ресурс] URL: http://tutknow.ru/psihologia/5647-osobennosti-i-uchastniki-bullinga-v-shkole.html

3. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект / Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А, монография // Под общей редакцией К.С. Шалагиновой. Тула, 2014.

4. Дэвид А. Лэйн .Школьная травля (буллинг).

5. Е. В. Шигорина Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] URL:http://pandia.ru/text/78/344/1607.php

Просмотров работы: 2643