ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НИЗКИМИ СТАРТОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НИЗКИМИ СТАРТОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время вопросо подготовкедетей к школе становится все более актуальным. Все чаще мы сталкиваемся с ситуаций, когда дети, поступая в школу, имеют низкие стартовые возможности. А если стартовый уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми, и адаптация к обучению будет проходить сложнее.

Выделение категорий детей с низкими стартовыми возможностями повышает потребность в психологическом исследовании сопровождения на раннем этапе обучения и необходимости создания модели психологически безопасной образовательной среды для комфортного, гармоничного, а самое главное - продуктивного обучения.

Проблемой детей с низкими стартовыми возможностями занимались Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, авторы программы «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе». Под стартовыми возможностями они понимали сумму умений, владение способами действий, мышления, общения, позволяющие ребенку успешно осваивать учебный материал, который подает учитель определенным образом, а также обеспечивают включение детей в образовательные ситуации.

На данный момент, к сожалению, эта проблема остаётся не полностью изученной. Но однозначно можно говорить о том, что дети с низкими стартовыми возможностями нуждаются в психологическом сопровождении как в особой технологии организации работы психолога.

Проблема психологического сопровождения является одной из наиболее актуальных в современной психологии. Исследования такихпсихологов и педагогов, как, М. Р. Битянова, Э. М. Алекандровская, Ю. Слюсарев, Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына, Т. Яничева и многих других посвящены изучению данной проблемы.

Э. М. Алекандровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно».

Т. Яничева понимала «психологическое сопровождение» как систему мероприятий, направленных на организацию, диагностику, обучение и развитие педагогов, учащихся, администрации и родителей.

Ю. Слюсарев рассматривал «сопровождение», как психологическую помощь, нацеленную «на развитие и саморазвитие самосознание личности», включающую механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

Кроме того, психологическое сопровождение рассматривается как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике (М. Р. Битянова).

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, которая будет соответствовать индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, сохранению здоровья и развития личности детей.

Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия оказания психологической помощи и поддержки детям, поступившим в школу и не имеющим хороший стартовый уровень. Однако, изучение специфики сопровождающей работы психолога с такими первоклассниками остается недостаточно изученной.

Исследование психологического сопровождения первоклассников с низкими стартовыми возможностями проводилось на базе Гимназии №1 г. Щекино, экспериментальную выборку составили школьники (16 человек), учащиеся в 1А классе, возраст испытуемых 6-7 лет.

Для изучения стартовых возможностей первоклассников нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  • Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна);

  • Методика «Домик» Н. И. Гуткиной;

  • Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской;

  • Методика«Раскрашивание фигур» Н. Я. Чутко;

  • Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

- у большинства первоклассников (80 %) показатель стартовых возможностей находится в норме и выше, что говорит о том, что у всех испытуемых достаточно развито произвольное внимание и сформированы психические и психофизиологические функции мыслительной деятельности;

- у 20 % первоклассников показатель стартовых возможностей ниже среднего и очень низкий. В этом случае детям будет трудно адаптироваться к школе и включиться в учебный процесс.

Таким образом, в результате исследования выяснено, что некоторые первоклассники испытывают большие затруднения в первый год обучения из-за низкого уровня стартовых возможностей. Причина нарушения стартового уровня зависит от нескольких факторов: недостаточность подготовки ребенка к школе; нарушение формирования отдельных психических функций; нарушение познавательных процессов; нарушение формирования школьных навыков; эмоциональные расстройства; общительность и социализация.

В целях оптимизации адаптации и процесса обучения в первый год была разработана программа по сопровождению первоклассников с низкими стартовыми возможностями.

Задачи:

Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;

Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;

Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Профилактика школьной дезадаптации.

Продолжительность программы: общее время – 10 занятий.

Продолжительность занятий: 40 минут, 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.

Краткое описание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Программа по сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

Тема занятия

Цель

Упражнения

1.

Раздел 1. Введение

Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

  • «Вводное занятие. С днем рождения, группа!»

2.

Раздел 1. Введение

Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

  • «Школьные правила»

3.

Раздел 2. Эмоции

Развитие эмоционально-волевой сферы.

  • «Мои эмоции»

4.

Раздел 2. Эмоции

Развитие эмоционально-волевой сферы.

  • «Наши страхи»

5.

Раздел 3.

Общение

Развитие коммуникативных умений и навыков

  • «Что такое общение»

6.

Раздел 3.

Общение

Развитие коммуникативных умений и навыков

  • «Волшебные средства взаимопонимания»;

7.

Раздел 4.

Мышление

Развитие словесно-логического мышления, мыслительных операций, скорости мышления.

  • «Угадай вопрос»;

  • «Сравни предметы»;

  • «Подбери слово»

8.

Раздел 5.

Познавательная сфера

Развитие познавательной сферы

  • «Четвертый лишний»;

  • «Назови соседей»;

  • «Не пропусти профессию»

9.

Раздел 6. Заключительная часть.

Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива

  • «Дерево дружбы»

10.

Раздел 6. Заключительная часть.

Ознакомление со школой, с работниками, работающими в школе, со школьными законами и традициями, создание атмосферы сотрудничества

  • Игра «Что я знаю про свою школу»

На основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации для педагогов и родителей.

Рекомендации для родителей первоклассников с низким стартовым уровнем

Главный подарок для вашего ребёнка – ваше внимание.

Выслушивайте и спрашивайте о школьной жизни. То, что для вас не очень важно, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день. В таких беседах ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и видеть заинтересованность. Вы сможете понять, что реально происходит с ребёнком в школе, в чем ему нужна ваша помощь, о чем можно поговорить с классным руководителем.

Ваше положительное отношение к школе и учителям поможет ребёнку лучше адаптироваться.

В первом классе учительница для ребёнка становится одним из главных взрослых в жизни. Если спросить любого первоклассника какая у него учительница, скорее всего вы услышите, что что она самая лучшая, самая добрая. Самым мудрым решением будет не ревновать и поддержать ребёнка в его чувствах. Будьте активы, сотрудничайте родителями других детей и классным руководителем. Если у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителю и вам кажется, что что-то можно делать иначе, все беседы должны остаться между взрослыми. Иначе ребенку придётся разрываться между родителями и авторитетом учителя. Очень нежелательны негативные высказывания о школе в семейной обстановке, это может усложнить процесс адаптации ребенка, подорвет его спокойствие и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Спокойно относитесь к школьной жизни и школьным заботам.

Смотря на спокойных и уверенных родителей, ребёнок почувствует, что бояться школы не нужно.

Помогайте ребёнку налаживать отношения с одноклассниками и чувствовать себя уверенно.

Необходимо хвалить ребёнка за общительность, поздравлять с новыми школьными знакомствами. Расскажите о правилах общения, как можно завести диалог и о чем поговорить. Научите его играм, которые он мог бы показать друзьям. Можно пригласить одноклассников к вам домой на простое чаепитие.

Помогите привыкнуть к новому режиму жизни.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то пора начинать. Ваша сын или дочь нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите ребенку научиться засыпать в одно и то же время.Если есть домашние задания, не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку после учебного дня нужно время для отдыха. Так как нагрузка резко увеличивается с момента поступления в школу следует заботиться о здоровье ребенка.

Относитесь мудро к школьным отметкам.

Встречаются родители, которые так беспокоятся и гонятся за школьными отметками, что забывают про все. Школьные успехи, безусловно, важны, но это не вся жизнь вашего ребёнка. Хвалите ребенка за его Школьные успехи хорошие – хвалите ребенка, если учеба страдает помогите справиться со сложными заданиями. И помните, что никакая оценка не может быть важнее счастья вашего малыша.

Рекомендации учителям по работе с первоклассниками с низким стартовым уровнем

Необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности в обучиии и адаптации.

Необходимо включать детей, которые занимают низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

Помогайте детям организовать свою деятельность, повторяя последовательность действий из урока в урок.

Помогайте ребёнку выполнять задания, которые вызывают трудности.

Предлагайте выход из сложных ситуаций, но не забывайте давать ребенку возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

Поощряйте ребенка задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

Пользуйтесь игровыми приемами, специальными развивающими играми.

Организуйте личное общение с ребёнком, чтобы быть в курсе их радостей и переживаний.

Советуйте родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, побуждайте создавать у него позитивное и положительное отношение к школе.

Литература

  1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для пед. вузов. – М.: Academia, 2002.

  2. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2008.

  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000.

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184с.

  5. Давыдова М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2016.

  6. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. Начальная школа. – М.: Народное образование, 2006.

  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 1996.

  8. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе: от действий к мысли: пособие для учителя, под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

  9. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  10. Фоминова А.Н. Психология школьной жизни. Пути решения проблем. под. ред. Обухова А.С. – М.: Национальный книжный центр, 2014.

  11. Шпицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: Речь, 2008

  12. Эльконин Д.Б., Венгера А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. – М.: "Педагогика", 2010.

Просмотров работы: 494