Большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.
Однако, и дети младшего школьного возраста из вполне благополучных семей подвержены серьезным проблемам в поведенческом аспекте. Влияние друзей, природная жестокость, повальная увлеченность современными гаджетами, уход от реального общения, неприятие взрослых, все эти факторы можно назвать девиантным поведением.
Причины такого положения вещей кроются зачастую в существенном снижении воспитательной роли школы и семьи. Часть школьников необоснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения.
Анализ данных социологических исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятном положении детей и подростков в стране, о росте детской преступности и девиаций поведения среди детей. Особую тревогу вызывает проникновение этих негативных явлений в среду младших школьников, что отрицательно сказывается на процессах их адаптации и социализации. В связи с этим возрастает роль профилактической деятельности учителя начальных классов, который, являясь референтным лицом для школьника и его родителей, может оказывать существенную помощь семье и самому ребенку. Учитель осуществляет личностно детерминированную деятельность, направленную на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений, что определяет высокие требования к системе деятельности современного учителя.
Исследование по изучению девиантного поведения детей младшего школьного возраста проходило на базе ЦО №27 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 4 класса. Из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых 10 лет.
Для диагностики девиантного поведения младших школьников были использованы следующие методики:
Опросник Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (А.А. Романов).
Опрос-беседа «Знание норм поведения».
Методика «Паровозик» С.В. Велиевой.
Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
Тест определения степени компьютерной зависимости (С.А. Кулаков).
Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1) согласно результатам по опроснику А.А. Романов, направленного на выявление уровня агрессии, среди испытуемых превалируют с высоким уровнем агрессии, их процент составляет 70%, у остальных 30 % уровень агрессивности средний;
2) согласно методике опрос-беседа «Знание норм поведения», направленной на выявление уровня знаний об установленных нормах поведения в сравнении с девиантным поведением у большинства детей младшего школьного возраста прослеживается низкий уровень знания норм поведения (60 %), у остальных испытуемых - (40 %) уровень знаний норм поведения средний;
3) из результатов, полученных с помощью методики «Паровозик», с помощью которой осуществлялось выявление позитивного и негативного состояния ребенка видно, что у подавляющего большинства испытуемых (80 %) преобладает негативное психическое состояние высокой степени;
4) методика «Кактус», нацеленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия тревожности, ее направленности и интенсивности показала, что у большинства детей (70 %) уровень тревожности по данной методике – высокий.
5) согласно результатам теста определения степени компьютерной зависимости у подавляющего большинства детей (90%) высокий уровень компьютерной зависимости.
Таким образом, из диагностической работы видно, что дети младшего школьного возраста имеют разнообразные признаки девиантного (отклоняющегося) поведения, что выражается:
- в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми;
- в незнании элементарных норм поведения в обществе;
- в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д.;
- в повышенной тревожности;
- в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведет к "отрыву" от реальности, нарушению психики.
Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста была разработана программа из нескольких занятий.
Цель данной программы состоит в оказании практической помощи детям в борьбе с признаками девиантного поведения: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов младшего школьника со сверстниками, развитие приоритета живого общения (без компьютера).
Задачи программы:
1. снижение уровня агрессивности;
2. формирование знаний о нормах поведения;
3. улучшение психологического состояния детей;
4. снижение тревожности;
5. понижение уровня компьютерной зависимости.
Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для младших школьников.
В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций», ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, танцы, хороводы, психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; подвижные игры.
В таблице 1 представлена программа по профилактике девиантного поведения младших школьников.
Таблица 1
Программа по профилактике девиантного поведения младших школьников
№ п/п |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
1 |
«Знакомство» |
Снятие агрессивности |
Вступительная беседа Упражнение "Тренируем эмоции" Упражнение "Танец пяти движений" Упражнение "Лес" Упражнение "Конкурс Лентяев" |
2 |
«Цветные карандаши» |
Развитие принятия норм поведения в группе |
Упражнение "Волшебный сон" Этюд "Цветы на поляне" Игра "Клубочек" Игра "Колокольчик" |
3 |
«Борьба со Злыдней» |
Снятие агрессивности, тревожности |
Упражнение "Клубочек" Упражнение "Превращение" Упражнение "Клеевой дождь" Упражнение "Поводырь" Упражнение "Прочитай стихотворение" Упражнение "Найди ключ" Упражнение "Собери семена" Упражнение "Не пролей воду" Упражнение "Космический полет" |
4 |
«Кто нас лечит?» |
Формирование позитивного эмоционального состояния |
Дидактическая игра "Кто нас лечит?" |
5 |
«К котятам в гости» |
Формирование позитивного эмоционального состояния |
Коммуникативная игра "Два кота" Потешка "У кота воркота" Игра "Котята" |
6 |
«Думаем без компьютера» |
Преодоление компьютерной зависимости |
Упражнение "Мои школьный трудности Упражнение "Сказка" Упражнение "Иностранец в школе" Упражнение "Насос и мяч" |
7 |
«Взаимовыручка» |
Формирование навыков нормального общения |
Упражнение "Помоги Серёже" Упражнение "Что лежит в портфеле" Упражнение "Школа для животных" Упражнение "Встаньте те кто..." |
8 |
«Прощание» |
Снятие агрессии. Закрепление приобретенных навыков |
Упражнение "Мультфильм" Упражнение "За что меня любит учитель" Упражнение "Ладошки" Упражнение "Урок и перемена" |