ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время в России заметно увеличился рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением в младшем школьном возрасте.

Большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.

Однако, и дети младшего школьного возраста из вполне благополучных семей подвержены серьезным проблемам в поведенческом аспекте. Влияние друзей, природная жестокость, повальная увлеченность современными гаджетами, уход от реального общения, неприятие взрослых, все эти факторы можно назвать девиантным поведением.

Причины такого положения вещей кроются зачастую в существенном снижении воспитательной роли школы и семьи. Часть школьников необоснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятном положении детей и подростков в стране, о росте детской преступности и девиаций поведения среди детей. Особую тревогу вызывает проникновение этих негативных явлений в среду младших школьников, что отрицательно сказывается на процессах их адаптации и социализации. В связи с этим возрастает роль профилактической деятельности учителя начальных классов, который, являясь референтным лицом для школьника и его родителей, может оказывать существенную помощь семье и самому ребенку. Учитель осуществляет личностно детерминированную деятельность, направленную на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений, что определяет высокие требования к системе деятельности современного учителя.

Исследование по изучению девиантного поведения детей младшего школьного возраста проходило на базе ЦО №27 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 4 класса. Из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых 10 лет.

Для диагностики девиантного поведения младших школьников были использованы следующие методики:

  1. Опросник Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (А.А. Романов).

  2. Опрос-беседа «Знание норм поведения».

  3. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой.

  4. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

  5. Тест определения степени компьютерной зависимости (С.А. Кулаков).

Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1) согласно результатам по опроснику А.А. Романов, направленного на выявление уровня агрессии, среди испытуемых превалируют с высоким уровнем агрессии, их процент составляет 70%, у остальных 30 % уровень агрессивности средний;

2) согласно методике опрос-беседа «Знание норм поведения», направленной на выявление уровня знаний об установленных нормах поведения в сравнении с девиантным поведением у большинства детей младшего школьного возраста прослеживается низкий уровень знания норм поведения (60 %), у остальных испытуемых - (40 %) уровень знаний норм поведения средний;

3) из результатов, полученных с помощью методики «Паровозик», с помощью которой осуществлялось выявление позитивного и негативного состояния ребенка видно, что у подавляющего большинства испытуемых (80 %) преобладает негативное психическое состояние высокой степени;

4) методика «Кактус», нацеленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия тревожности, ее направленности и интенсивности показала, что у большинства детей (70 %) уровень тревожности по данной методике – высокий.

5) согласно результатам теста определения степени компьютерной зависимости у подавляющего большинства детей (90%) высокий уровень компьютерной зависимости.

Таким образом, из диагностической работы видно, что дети младшего школьного возраста имеют разнообразные признаки девиантного (отклоняющегося) поведения, что выражается:

- в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми;

- в незнании элементарных норм поведения в обществе;

- в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д.;

- в повышенной тревожности;

- в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведет к "отрыву" от реальности, нарушению психики.

Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста была разработана программа из нескольких занятий.

Цель данной программы состоит в оказании практической помощи детям в борьбе с признаками девиантного поведения: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов младшего школьника со сверстниками, развитие приоритета живого общения (без компьютера).

Задачи программы:

1. снижение уровня агрессивности;

2. формирование знаний о нормах поведения;

3. улучшение психологического состояния детей;

4. снижение тревожности;

5. понижение уровня компьютерной зависимости.

Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для младших школьников.

В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций», ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, танцы, хороводы, психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; подвижные игры.

В таблице 1 представлена программа по профилактике девиантного поведения младших школьников.

Таблица 1

Программа по профилактике девиантного поведения младших школьников

п/п

Тема занятия

Цель

Содержание

1

«Знакомство»

Снятие агрессивности

Вступительная беседа

Упражнение "Тренируем эмоции"

Упражнение "Танец пяти движений"

Упражнение "Лес"

Упражнение "Конкурс Лентяев"

2

«Цветные карандаши»

Развитие принятия норм поведения в группе

Упражнение "Волшебный сон"

Этюд "Цветы на поляне"

Игра "Клубочек"

Игра "Колокольчик"

3

«Борьба со Злыдней»

Снятие агрессивности, тревожности

Упражнение "Клубочек"

Упражнение "Превращение"

Упражнение "Клеевой дождь"

Упражнение "Поводырь"

Упражнение "Прочитай стихотворение"

Упражнение "Найди ключ"

Упражнение "Собери семена"

Упражнение "Не пролей воду"

Упражнение "Космический полет"

4

«Кто нас лечит?»

Формирование позитивного эмоционального состояния

Дидактическая игра "Кто нас лечит?"

5

«К котятам в гости»

Формирование позитивного эмоционального состояния

Коммуникативная игра "Два кота"

Потешка "У кота воркота"

Игра "Котята"

6

«Думаем без компьютера»

Преодоление

компьютерной зависимости

Упражнение "Мои школьный трудности

Упражнение "Сказка"

Упражнение "Иностранец в школе"

Упражнение "Насос и мяч"

7

«Взаимовыручка»

Формирование навыков нормального общения

Упражнение "Помоги Серёже"

Упражнение "Что лежит в портфеле"

Упражнение "Школа для животных"

Упражнение "Встаньте те кто..."

8

«Прощание»

Снятие агрессии. Закрепление приобретенных навыков

Упражнение "Мультфильм"

Упражнение "За что меня любит учитель"

Упражнение "Ладошки"

Упражнение "Урок и перемена"

Просмотров работы: 1061