ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой цинизм, жестокость, агрессивность.

В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности психолога по профилактике и коррекции агрессивности среди детей начальных классов.

Младшие школьники, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и т.д.

В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.

Несмотря на многочисленные исследования, посвящённые различным проблемам личностного развития и поведения младшего школьного возраста детей, склонных к агрессии, специально направленных на изучение проявлений агрессивности у данной категории детей недостаточно, а проблема коррекции детской агрессии далека от своего разрешения, что требует дополнительных исследований в данной области.

Исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводилось на базе ЦО № 27 (МБОУ СОШ № 4) г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 3 класса. Из них 10 мальчиков, 10 девочек. Средний возраст испытуемых 9 лет.

Для диагностики агрессивного поведения младших школьников были использованы следующие методики:

1. Методика Паровозик С.В. Велиевой;

2. Опросник Агрессивность глазами взрослого А.А. Романова;.

3. Методика Выбери нужное лицо Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

4. Методика Рисунок человека К. Маховер;

5. Методика Кактус М.А. Панфиловой.

Было проведено исследование поведения младших школьников, в которого были следующие данные.

Негативное состояние высокой по методике «Паровозик» - 75 % (15 детей), эмоциональной неустойчивостью, тревогой, невротизмом. Невротические могут у в сильного эмоционального напряжения. Ребенок реагирует на его психику ситуацию. У наблюдается утомляемость, истощаемость, раздражительная слабость и трудоспособности.

Негативное состояние средней - 25 % (5 детей), у детей срывы в трудных ситуациях. состояния в случае, если является свидетелем ссор родителями, испуг по ухода отца, смерти близкого семьи. болезненно на неблагоприятные факторы дети со типом системы.

Согласно Романова агрессивности глазами выявлено, что детей количество детей с уровнем агрессии, их составляет 85 %. Так же присутствуют дети со уровнем – 15 %. них не выявлены дети с уровнем агрессии.

По данным об уровне тревожности, с методики «Выбери лицо» показывают, что среди детей превалирует количество детей с высоким уровнем тревожности, их процент составляет 65 % (13 детей). Так же присутствуют дети со средним уровнем тревожности – 30% (7 детей). Среди них не выявлены дети с низким уровнем тревожности.

Из представленных результатовуровня по «Рисунок человека»видно, что у большинства детей смладшего школьного возраста прослеживается высокий уровень агрессии (80 %), у остальной части детей (20 %) уровеньагрессии средний. Низкого уровняагрессии не зафиксировано.

У детей по методике «Кактус»(70 %) тревожности– высокий, у 30 % тревожность на уровне. уровень не прослеживается вообще.

Таким образом, из диагностической работы видно, что дети школьного подвержены агрессии, что выражается:

- в тревожности, к всплескам ненависти, между и взрослыми;

- в характере агрессии;

- в психическом состоянии, что приводить к ребенка, доверия с его стороны и т.д. и всего в агрессию.

В целях агрессивного поведения младшего возраста была программа из нескольких занятий.

Задачи программы:

1. Повышение к неадекватного поведения;

2. Овладение саморегуляции поведения на самоконтроля и с детьми анализа, синтеза, при взаимодействии со и сверстниками;

3. Повышение межличностных между учащимися;

4. Снижение агрессивного поведения;

5. Повышение общения.

Указанные цели и достигаются развивающих занятий, раз в неделю для школьников.

В качестве методов и на в последовательности использовались: игры, на темы, и «трудных ситуаций».

В таблице 1 программа агрессивного младших школьников .

Таблица 1

Программа профилактики агрессивного поведения младших школьников

Тема

Цель

Задачи

Содержание

1

«Гнев в приемлемой форме»

обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- эмоционального напряжения;

- положительного настроения и принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Упражнение «Разговор с руками»

- Упражнение «Маленькое привидение»

- Упражнение «Эмоциональный словарь»

- Упражнение «Улитка»

- Упражнение «Лепка из пластилина»

2

«Направляем злобу»

обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- эмоционального напряжения;

- положительного настроения и принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Упражнение «Липучка»

- Упражнение «Зеркало»

- Упражнение «Снежки из бумаги»

- Упражнение «Добрый бегемотик»

3

«Саморегуляция»

обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

- психомоторных функций;

- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля;

- эмоционального напряжения;

- положительного настроения;

- Развитие самосознания;

- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

- Упражнение «Серебряное копытце»

- «Котик»

- Упражнение «Драка»

- Упражнение «Пузырь»

- «Рисование»

4

«Владеем собой»

обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

- психомоторных функций;

- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля;

- эмоционального напряжения;

- положительного настроения;

- Развитие самосознания;

- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

- Упражнение «Скульптура»

- Упражнение «Дождик»

- «Ласковый мелок»

- Упражнение «Волшебные шарики»

5

«Навыки общения в конфликтных ситуациях»

отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

- Привитие новых форм поведения;

- Обучение самостоятельному принятию верных решений;

- Обучение распознаванию по сигналам;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Работа над движений;

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

- Упражнение «Постарайся отгадать»

- «Пушинка»

- «Клубочек»

- Упражнение «Мой хороший попугай»

6

«Нет конфликту»

отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

- Привитие новых форм поведения;

- Обучение самостоятельному принятию верных решений;

- Обучение распознаванию по сигналам;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Работа над движений;

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

- «Настроение

- «Уходи, злость, уходи!»

-

7

«На позитиве»

формирование и развитие позитивных качеств личности детей

- одобренных в обществе моральных представлений;

- Обучение осознанию своего поведения;

- регулированию в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, к людям, сочувствие, сопереживание.

- Упражнение «Разговор с телом»

- Упражнение «Это я. Узнай меня»

- Упражнение «Счет»

- «Археология»

8

«Закрепляем позитив»

формирование и развитие позитивных качеств личности детей

- одобренных в обществе моральных представлений;

- Обучение осознанию своего поведения;

- регулированию в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, к людям, сочувствие, сопереживание.

- «Бездомный заяц»

- Упражнение «Карабас Барабас»

- «Злые – добрые кошки»

- Упражнение «Иголочка и ниточка»

Список литературы:

  1. Обухова Л.Ф. психология: Учебное [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: общество России, 2013. – 448 с.

  2. Голенищева Е.Л. Социально-психологические агрессивности школьников [Текст] / Е.Л. Голенищева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 392 с.

  3. Хекхаузен Х. и деятельность [Текст] / Пер. с нем., под ред. Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 2016. – 201 с.

  4. Шевандрин Н.И. психология в образовании: пособие [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 554 c.

  5. Коповой А.С. Педагогическое взаимодействие как коррекции поведения школьников [Текст] / А.С. Коповой. – М.: Генезис, 2015.– 394 с.

  6. Базихова М.Г. условия агрессивного младших школьников народного [Текст] / М.Г. Базихова. – М.: Центр, 2014. – 254 с.

Просмотров работы: 548