ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОТЕНЦИАЛА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОТЕНЦИАЛА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Зубчук П.Ф. 1, Куликова В.В. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет, (филиал г. Находка), Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Необходимость исследования конкурентного потенциала предприятия становится все более актуальной научной задачей, поскольку знание основных его составляющих и степени их развития у конкретной компании определит будущие направления развития деятельности предприятия.

Цель исследования – рассмотреть взаимодействие потенциала и возможностей организации. Объект исследования – потенциал и возможности организации. Предмет исследования – эффективное взаимодействие на основе факторов потенциала предприятия и показателями его конкурентоспособности организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Для обеспечения устойчивого успешного положения на рынке потенциал организации необходимо не только сформировать, но и регулярно оценивать, поддерживать или развивать в соответствии с желаемыми для руководства целями.

Конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом. Потенциал – это совокупность возможностей в какой-либо области для достижения определённых целей. Потенциал предприятия характеризует вся совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой его интегральную временную характеристику в условиях конкретного рынка, определяющую способность предприятия функционировать в бескризисном режиме и положение по отношению к прямым конкурентам по основным параметрам его потенциала – технико-технологического, кадрового, маркетингового, финансового, организационно-управленческого, инновационного.

К особенностям потенциала предприятия можно отнести его вероятностный характер, поскольку величина потенциала зависит и от слабого звена – наименее развитой его составляющей, от изменений в качестве, пропорциях ресурсов, а также условий среды, в которой действует предприятие. В связи с этим необходим системный подход к анализу, оценке и управлению его деятельностью, направленной на формирование и использование интегрального потенциала предприятия в интересах обеспечения конкурентоспособности и долгосрочного и устойчивого развития.Потенциал предприятия – многомерное образование, структура которого определяется тремя группами факторов, обуславливающих и весь спектр деятельности предприятия:

– функциональными, определяющими функциональную деятельность;

– организационными, определяющими организацию (способ управления) этой деятельностью;

– ресурсными, характеризующими ресурсы, необходимые для организации деятельности и достижения конкурентных преимуществ.

Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить предприятиям условия для достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем наиболее эффективного использования их потенциала и увеличения этого потенциала более высокими темпами, чем повышается потенциал их основных конкурентов.

С этой целью необходимо анализировать все основные составляющие потенциала: технико-технологический, кадровый, финансовый, организационно-управленческий, маркетинговый, инновационный. В современных условиях при резком обострении международной конкуренции особое значение для повышения конкурентоспособности предприятий приобретают три последние составляющие потенциала в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь между факторами потенциала предприятия и показателями его конкурентоспособности

Вид потенциала

Факторы, формирующие потенциал

Показатели, характеризующие конкурентоспособность

Организационно-управленческий

1. Организационная структура предприятия 2. Система планирования, учета и контроля 3. Адекватность информации и документации к производимой и реализуемой продукции 4. Используемый стиль управления, технологии и инструменты руководства 5. Эффективность коммуникационной системы 6. Тип организационной культуры 7. Наличие системы информационно-аналитического мониторинга 8. Масштаб управляемости

1. Экономическая эффективность управленческой деятельности 2. Доля затрат на управление в общей сумме издержек 3. Доля управленцев в общей численности 4. Соотношение линейного и функционального персонала

Маркетинговый

1. Состояние сферы послепродажного обслуживания 2. Эксклюзивность реализуемых товаров 3. Наличие системы "public relations" 4. Эффективность системы управления запасами 5. Учет потребностей потенциальных покупателей 6. Качество проводимых маркетинговых исследований 7. Рациональность стратегии ценообразования 8. Выбор выгодного месторасположения магазинов розничной сети 9. Жизненный цикл товара

1. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта 2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией 3. Рентабельность продаж 4. Коэффициент эффективности ценовой политики 5. Соотношение "цена-качество" 6. Доля продукции фирмы на региональном рынке

Инновационный

1. Наличие патентов и авторских прав

2. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений 3. Уровень инновационной культуры 4. Состояние инфраструктурных и ресурсных возможностей предприятия, организации

1. Период инновационной активности 2. Инновационная эффективность инноваций 3. Уровень инновационных продаж 4. Уровень инвестиций в новое 5. Рентабельность инноваций 6. Инновационный доход на одного работника 7. Доля коммерциализации исследовательских проектов 8. Капиталоотдача

Технико-технологический

1. Состояние средств труда 2. Степень использования средств труда 3. Уровень механизации и автоматизации труда и производства 4. Качество предметов труда 5. Современность используемых технологий производства и реализации продукции 6. Прогрессивность технологических процессов

1. Уровень издержек производства 2. Фондоотдача 3. Материалоотдача 4. Уровень бракованной продукции в общем объеме производства

Кадровый

1. Состояние условий труда 2. Участие персонала в процессе управления 3. Система морального и материального стимулирования 4. Уровень квалификации персонала 5. Уровень образования персонала 6. Уровень конфликтности в организации 7. Социальная инфраструктура 8. Физическое и психологическое состояние сотрудников 9. Уровень сознательности и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей 10. Наличие компенсационного пакета

1. Уровень текучести персонала

2. Производительность труда 3. Уровень оплаты труда 4. Эффективность материального стимулирования 5. Количество конфликтных ситуаций 6. Доля компенсационного пакета в общем объеме прибыли 7. Прибыль, приходящаяся на 1 сотрудника предприятия 8. Емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия

Финансовый

1. Финансовая устойчивость предприятия 2. Способность точно и своевременно осуществлять свои финансовые обязательства 3. Инвестиционные возможности предприятия 4. Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов 5. Эффективность использования капитала (собственного и заемного) 6. Эффективность управления активами 7. Используемая политика в области управления рисками

1. Коэффициент текущей ликвидности 2. Коэффициент платежеспособности 3. Коэффициент финансовой устойчивости 4. Оборачиваемость активов 5. Оборачиваемость собственного капитала

6. Рентабельность капитала 7. Коэффициент автономии

Системный анализ позволяет оценить весь комплекс факторов, определяющих интегральный потенциал предприятия и конкурентоспособность. Но для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия нужно ориентироваться на ряд принципов.

Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом. Для оценки факторов повышения конкурентоспособности предприятия все показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.

Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно, показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обуславливающих конкурентоспособность.

В-третьих, это принцип функциональной направленности управления повышением конкурентоспособности предприятия, предполагающий использование показателей, характеризующих уровень: планирования, организации, учета и контроля, мотивирования и стимулирования, координации и регулирования.

Четвертый принцип - учет специфики деятельности. Система должна предусматривать показатели, характеризующие отраслевые особенности и их влияние на конкурентоспособность.

Пятый принцип - принцип иерархичности показателей предполагает их ранжирование от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности. Частные показатели должны дополнять их с учетом влияния на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.

Шестой принцип - принцип информационного обеспечения. Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, мало способствуют управлению конкурентоспособностью.

Седьмой принцип - принцип обеспечения сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета

Восьмым принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам практики использования системы показателей.

Среди названных принципов управления конкурентоспособностью предприятия наибольшее значение имеет принцип комплексной оценки факторов, предполагающий всестороннюю оценку их состава и механизма влияния. От этого, по существу, зависит весь ход дальнейшей аналитической и практической деятельности. В целом же использование данных принципов позволяет иметь научно обоснованную систему оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Список литературы

  1. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 1. – С. 113-119.

  2. Яковлева Н.В., Козлов В.К. Конкурентный потенциал фирмы: логистика формирования, стратегия развития // Вестник ИНЖЕКОНА. Серия Экономика. – 2004. – № 4 (5). – С. 163-170.

  3. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=953 (дата обращения 17.09.2016).

Просмотров работы: 795