Под тревожностью большинство из них (В.В. Суворова, Р.С. Немов, А.В. Петровский) понимают состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству.
Поскольку подростковый возраст является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование тревожности именно на данном этапе возрастного развития является весьма актуальным как для раскрытия сущности данного явления, так и для осознания закономерностей развития эмоциональной сферы подростка в целом.
Формирование подростковой тревожности происходит в следствии определенных психологических проблем, которые, в свою очередь, проистекают из неблагоприятной психологической атмосферы, окружающей подростка. К таким проблемам можно отнести: конфликты с родителями, педагогами, сверстниками; страхи, трудности в школе, неудовлетворенные потребности и многое другое.
Как отмечают исследователи, именно тревожность может являться основной причиной для возникновения целого ряда психологических трудностей подростка. Поэтому решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.
Как в коррекционной, так и в профилактической работе по преодолению и предупреждению подростковой тревожности немаловажно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является сказкотерапия.
Сказкотерапия, как метод профилактической работы, позволяет обратиться к глубинному опыту человека, раскрыть творческую энергию воображения, открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном, переосмыслить жизненные события, соприкоснуться с нравственными ценностями, увидеть пути решения проблем, а также способствует расширению сознания и взаимодействия подростка с окружающим миром.
Исследование подростковой тревожности проводилось на базе МБОУ ЦО №40 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 7А класса в количестве 20 человек.
Для изучения подростковой тревожности нами были использованы следующие психодиагностические методики:
Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора, адаптация - В. Г. Норакидзе);
Методика диагностики социально-ситуативной тревоги (Шкала Кондаша);
Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса;
Методика диагностики личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга (адаптация – Ю.Л. Ханина).
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
Для большинства испытуемых (75%) характерен средний уровень тревожности, из них - у 40% опрошенных с тенденцией к низкому, а у 35% - с тенденцией к высокому. Высокий уровень тревожности обнаружен у 15% испытуемых. Для испытуемых данной категории характерна склонность воспринимать любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке. Такие дети вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и защите, даже если в этом объективно нет необходимости. Излишнее внимание к результатам их деятельности, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий сомнение - все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, созданию различного рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такими детьми. У 10% подростков преобладает низкий уровень тревожности. Для них характерно ярко выраженное спокойствие, возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях; вероятность возникновения конфликтов, срывов крайне мала.
У испытуемых (55%) выявлен нормальный уровень общей тревожности. Повышенный уровень общей тревожности обнаружен у 40% опрошенных, высокий уровень – лишь у 5%. Подобная тревожность может вызываться или реальными неудачами подростка в наиболее значимых для него областях деятельности и общения, или существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии, самооценке и т.п. Для таких детей свойственна неуверенность в себе, закомплексованность, чувство неполноценности; довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
У преимущественного большинства испытуемых (80%) уровень школьной тревожности в пределах нормы. Школа и школьные требования, различного рода трудности не являются для этих детей травмирующими, что создает условия для их нормального развития и взаимодействия в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений. Повышенный уровень школьной тревожности обнаружен у 20% опрошенных. Такие дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также в процессе общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками. У таких испытуемых отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения, а также перегрузки, перенапряжения, выражающиеся в нарушениях внимания, понижении работоспособности, повышенной утомляемости.
У большинства испытуемых преобладает умеренный уровень СТ (50%) и ЛТ (55%). Также обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. 35% составила СТ, что свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении, беспокойстве и нервозности испытуемых. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по степени интенсивности и динамичности; и 20% - ЛТ, что дает представление о высокой вероятности возникновения состояния тревожности у испытуемых в разнообразных жизненных ситуацииях, особенно когда они касаются оценки их компетенции в тех или иных вопросах, их самооценки и престижа. Для таких подростков характерна вспыльчивость, раздражительность, боязнь неудач, неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы; особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций.
Таким образом, в результате проведенного диагностического исследования выяснено, что у преимущественного большинства испытуемых уровень общей, ситуативной (в том числе и школьной) и личностной тревожности в пределах нормы, но у незначительного числа испытуемых все же был выявлен несколько повышенный и даже высокий уровень тревожности.
На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа, направленная на предупреждение подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии.
Задачи программы:
снижение уровня общей тревожности;
понижение уровня ситуативной (и входящей в нее школьной) и личностной тревожности;
повышение уровня эмоциональной стабильности;
формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив;
развитие уверенности в себе;
повышение самооценки.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 60 минут.
В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: беседы, дискуссии, игры, упражнения, психогимнастика, средства сказкотерапии.
В таблице 1 представлена профилактическая программа по предупреждению подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии.
Таблица 1
Программа профилактики подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии
№ |
Тема занятия |
Цель |
Упражнения |
1. |
«Здравствуй, это - я!» |
знакомство с членами группы, снятие напряжения, включение участников в групповой процесс, самопрезентация |
|
2. |
«Не надо бояться!» |
формирование чувства общности, доброжелательного отношения друг к другу, снижение беспокойства, неуверенности, страха неудачи |
|
3. |
«Лучшее во мне» |
осознание себя, принятие своих положительных качеств и повышение самооценки |
|
4. |
«В чем проблема?» |
выявление проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками |
|
5. |
«Пойми меня без слов!» |
совершенствование навыков невербальной коммуникации; развитие способности понимать другого на невербальном уровне |
|
6. |
«ЭмоцИя» |
осознавание собственных эмоций, ознакомление с эмоциями, отреагирование негативного опыта, осознавание чувств других людей |
|
7. |
«Умей сопереживать!» |
развитие эмпатии |
|
8. |
«Все под контролем» |
формирование внутреннего самоконтроля, умения сдерживать негативные импульсы |
|
9. |
«В моей жизни…» |
повышение уровня жизненного оптимизма, формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив |
|
10. |
«Подведем итоги» |
итоговое обсуждение достижений участников |
|
Список используемой литературы
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – 3-е издание. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
Иванова О.Н., Бильданова В.Р. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте //Международный журнал экспериментального образования: электронный журнал. – 2011. – №2.[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-i-ee-osobennosti-v-podrostkovom-vozraste
Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 384 с.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. – М.: Академический проект, 2010. – 175 с.