ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПО РАССКАЗАМ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО», «НАДО ИМЕТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА», «СИНИЕ ЛИСТЬЯ», «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО», «ОГУРЦЫ», «ПОЧЕМУ СЕРЕЖЕ БЫЛО СТЫДНО». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПО РАССКАЗАМ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО», «НАДО ИМЕТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА», «СИНИЕ ЛИСТЬЯ», «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО», «ОГУРЦЫ», «ПОЧЕМУ СЕРЕЖЕ БЫЛО СТЫДНО».

Васильева Т.С. 1, Игошина Н.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время интерес к книгам у детей младшего школьного возраста начал угасать. Основным увлечением младших школьников становится различные новейшие гаджеты, компьютерные игры, общение в социальных сетях; все меньше они погружаются в мир книг, историй, сказок в связи с этим их речь становится бедной с ограниченным словарным запасом. Для того чтобы ребенок стал больше читать, его нужно заинтересовать, увлечь. Современное образование предлагает новый вид организации и проведения нестандартного урока это проект. Проектная деятельность может возбудить интерес младших школьников к книгам; дети сами ищут решения к поставленным задачам, учатся вчитываться в материал, анализировать его, вычленять главное; у них активируется мыслительная деятельность, развиваются коммуникативные и творческие способности.

Сегодня мы рассмотрим проект по внеклассному чтению под названием «Чему учат нас произведения советских авторов?». Данный проект направлен на изучение детьми поучительных рассказов советских авторов. Дети не только учатся читать и понимать, но и анализируя рассказы, познают азы хорошего поведения в обществе.

Цель проекта – знакомство учащихся с творчеством советских авторов.

Для реализации поставленной цели, были намечены следующие задачи [5]:

  1. Обучающая: научить детей самостоятельно принимать решения, ставить задачи и задавать к ним вопросы, работать в группах.

  2. Познавательная: познакомить детей с творчеством советских авторов.

  3. Воспитывающая: воспитывать правильное поведение в обществе; сформировать нравственные ценности.

  4. Развивающая: развивать речь младших школьников, умение грамотно и внимательно читать литературные произведения, а так же, развивать их память и мышление.

Учащимся был дан список литературы с произведениями, которыми должен был ознакомиться каждый ребенок из класса. Для прочтения были предложены следующие авторы и их рассказы:

  • Леонид Пантелеев «Честное слово»;

  • Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора»;

  • Валентина Осеева «Синие листья»;

  • Валентина Осеева «Волшебное слово»;

  • Николай Носов «Огурцы»;

  • Василий Сухомлинский «Почему Сереже было стыдно».

Для проведения нашего нестандартного урока необходимо было следующее оборудование: доска, проектор, книги с нужными рассказами, костюмы.

Разработанный нами проект рассчитан на 3 класс, всех учащихся заранее разделили на три группы. На подготовку младшим школьникам было выделено три недели.

Заранее я подготовила листы, на которых были написаны такие задания:

• Подготовить сценку к произведению Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора», нарисовать иллюстрации к произведениям Валентины Осеевой «Волшебное слово» и Леонида Пантелеева «Честное слово»;

• Составить кроссворд по произведениям (По каждому произведению два вопроса), нарисовать иллюстрации к произведениям Николая Носова «Огурцы» и Валентины Осеевой «Синие листья»;

• Провести игру «Угадай из какого произведения», нарисовать иллюстрации к произведениям Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно» и Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

Один человек из команды должен был выйти и вытянуть листок с заданиями. В команде обязанности были распределены самостоятельно так, чтобы никто не остался без дела.

Помимо этих заданий, каждый учащийся должен был подумать над смыслом произведений и над правильностью поступков детей из рассказов.

Защита проекта началась с приветственных слов учителя и сообщения им темы урока, выставки книг. После рассмотрения детьми книг, последовало выступление групп.

Первыми выступала группа, которая готовила сценку по рассказу «Надо иметь чувство юмора». Ребята заранее подготовили костюмы и нужный реквизит. Они отлично сыграли свои роли, передали все эмоции героев, будто настоящие артисты. Зрители сразу догадались, сюжет какого произведения разворачивался на сцене.

После инсценировки дети второй группы провели кроссворд, который составили по рассказам. Пустой кроссворд вывели на доску через проектор. Один из учащихся зачитывал вопросы, дети из других групп пытались угадать. Вопросы были по содержанию текста, корректно составлены, понятны. Всего получилось 12 вопросов:

  1. Чем на песке чертил старичок в рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово»?

  2. Какое волшебное слово сказал старичок на ухо Павлику в рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово»?

  3. О каком животном говорили мальчики в рассказе Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора»?

  4. В какой день недели наступила очередь Сережи кормить птичек в рассказе Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно»?

  5. Чем не хотела делиться Катя со своей подругой Леной в рассказе Валентины Осеевой «Синие листья»?

  6. Какой напиток по рассказу Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора» нужно было сварить, чтобы поровну разделить два яблока на троих человек?

  7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики из рассказа Николая Носова?

  8. Какое воинское звание было у мальчика в рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» во время игры в войну?

  9. Какого цвета были листья на деревьях на рисунке Лены в рассказе Валентины Осеевой?

  10. Каких птиц третьеклассники кормили салом в рассказе Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно»?

  11. Что читал главный герой рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово», гуляя на Васильевском острове?

  12. Какое чувство испытывал Котька в рассказе Николая Носова «Огурцы», когда нес украденное обратно в огород?

После того как кроссворд был разгадан, третья группа провела игру «Угадай из какого произведения». Участники группы по очереди зачитывали по отрывку из рассказов, остальные должны были угадать название и автора рассказа. После дети обосновывают свой ответ, почему именно к этому рассказу подходит данная фраза. Были процитированы такие выражения:

  • «Молодец, Сергей! – похвалила учительница. – Смотрите, даже два кусочка сала подвесил. Еще до сих пор синички клюют». Рассказ Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно».

  • «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад - в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь» [4]. Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».

  • Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. - Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш [3]. Рассказ Валентины Осеевой «Синие листья».

  • Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?

Мишка покраснел: – Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое? – Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты [1]. Рассказ Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

  • Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: – Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: – Какую тебе? – Мне синюю, – робко сказал Павлик [3]. Рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово».

  • «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет». Он шел по улице и плакал. Ему было страшно. «Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно» [2]. Рассказ Николая Носова «Огурцы».

После защиты своих заданий мы провели выставку иллюстраций. Выбрать лучший рисунок мы не смогли, так как иллюстрации были прекрасны и соответствовали произведениям.

Завершением нашего урока был разговор над смыслом произведения. Вместе с учащимися мы разобрали рассказы и проанализировали поступки героев, каждый высказал свое мнение на тот, или иной счет.

Данный проект позволил извлечь каждому ребенку что-то полезное для себя, например то, что нельзя обманывать; надо делиться с друзьями, беречь их, помогать друг другу; нужно уметь смеяться над собой, а не обижаться по пустякам; ценно держать слово, которое ты даешь; нужно быть вежливым с окружающими тебя людьми, тогда и люди будут поворачиваться к тебе лицом; нельзя воровать, надо отвечать за свои поступки; необходимо заботиться не только о себе, но и о своем окружении.

Наш нестандартный урок прошел отлично. Детям очень понравилось анализировать и выполнять задания по произведениям в группах.

Список используемой литературы:

  1. Драгунский, В. Ю. Денискины рассказы / В. Ю. Драгунский. – М. :Проф-Пресс, 2011. – С. 60–62.

  2. Носов, Н. Н. Огурцы / Н. Н. Носов. – М. : Детская проза, 1982. – 16 с.

  3. Осеева, В. А. Синие листья / В. А. Осеева. – М. : Эксмо, 2014. – 120 с.

  4. Пантелеев, Л. Честное слово / Л. Пантелеев. – М. :Махаон, 2015. – 128 с.

  5. . Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М. : «Просвещение», 2010.

Просмотров работы: 708