ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Катилевская Т.В. 1, Артеменко О.Н. 2
1«Северо-Кавказский федеральный университет»
2Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизартрия представляет собой нарушение всей произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущими в структуре дефекта при дизартрии являются нарушение артикуляции, голоса и просодической стороны речи.

Артикуляционные расстройства и нарушения фонации обуславливают смазанное звучание речи – это первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных отклонений, осложняющих его структуру.

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервных систем, возникающих вследствие виляния различных негативных факторов на мозг ребёнка в периоды внутриутробного или раннего развития.

К таким факторам относятся:

- токсикоз беременности;

- хроническую гипоксию плода;

- хронические заболевания матери (болезни печени, почек, сердечно- сосудистые заболевания и т. д.);

- инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине);

- стремительные или сухие затяжные роды;

- явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности;

- гемолитическая болезнь новорождённых;

-родовая травма;

- слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.).

- наличие различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни): вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные и инфекционные заболевания.

Для стёртой дизартрии присущи упрощённые артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по акустико-артикуляционным признакам и звучат: щелевые звуки заменяются взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты распадаются на составляющие их элементы.

Вследствие этого, речь детей со стёртой дизартрии звучит смазано, звукопроизношение ухудшается при экстренном введении звука в речь.

Фонация тесно связана с голосообразованием, поэтому их нарушение вызывает стойкое расстройство просодической стороны речи. Это приводит к неразборчивости и эмоциональной невыразительности речи, что сочетается с легкими парезами языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, гортани, с изменениями их мышечного тонуса и ограниченными движениями.

Сущность педагогической диагностики заключается в воспитании правильных и исправлению неправильных навыков, что достигается посредством специальной системы педагогического воздействия.

Главным средством логопедической помощи при стёртой дизартрии является грамотно построенная система речевых упражнений и артикуляционной гимнастики. Кроме того, параллельно с этой работой применяется и логопедический массаж.

Коррекция дефектов при стёртой дизартрии осуществляется при совместной работе логопеда и воспитателя в условиях естественного педагогического процесса. В ходе логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения при стёртой дизартрии решаются следующие задачи:

1) формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение звуковой стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);

2) формирование речевых навыков фонетически правильной речи (звукопроизношения на материале свистящих звуков, интонационной выразительности).

В процессе коррекционной работы реализация вышеперечисленных задач осуществлялась в их тесной взаимосвязи.

Работа по преодолению дефектов произносительной стороны речи включает такие разделы как:

1) формирование правильного звукопроизношения,

2) развитие артикуляционной моторики, воспитание правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных фонетических условиях произношения;

3) развитие мелкой моторики;

4) формирование просодической стороны речи;

5) развитие и формирование фонематического восприятия.

В процессе коррекции звукопроизносительной стороны речи реализуется дифференцированный подход в зависимости от симптоматики нарушений: характера конкретных видов нарушенного произношения; уровня несформированности речевого аппарата; наличия/отсутствия дефектов фонематического слуха; индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, можно сказать, что дети дошкольного возраста, имеющие стёртую дизартрию, нуждаются в комплексе логопедических занятий. Это основная форма коррекционного обучения, предназначенная для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школьному обучению.

Список литературы.

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М., 2007.

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

3.Волкова Л.С. Логопедия. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. - М., 2003.

5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары. 1980.

6. Глухов В.П. Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2004.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвития речи. - М., 1990.

8. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.

9. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. — СПб., 1995.

10. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи ребенком дошкольного возраста. - М., 1995.

11. Корнев А.Н. Расстройства речи. - С/Пб., 1999.

Просмотров работы: 246