ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Петрин И.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» (ВлГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня информационные технологии прочно вошли в наш обиход, коренным образом изменили целые отрасли народного хозяйства.

Любой вид деятельность (государственное и муниципальное управление в том числе) связаны с обработкой и хранением информации. Очевидно, что эти процессы должны быть организованы определенным, максимально эффективным образом.

В теории всё выглядит довольно просто – информация переносится на электронные носители, формируется алгоритм её обработки и порядок хранения, создается программное средство. На практике дело обстоит несколько иначе.

Изначально процесс информатизации, как правило, начинается с составления плана информатизации. В регионе этим обычно занимается специальный орган (департамент или министерство), который собирает заявки других органов и формирует общий свод исходя из этих заявок и реальных финансовых возможностей.

Здесь начинаются первые проблемы. Для того, чтобы составить качественный план, каждое ведомство должно самостоятельно определить, что именно ему надо информатизировать. В ряде же случаев в ведомствах просто нет специалистов должной квалификации, не говоря уже о том, что эти специалисты должны детально владеть работой всех управлений, отделов и должностных лиц.

Очевидно, что изучение работы всех структурных подразделений и ведомств может занимать очень значительное время. Кроме того многие ведомства имеют подведомственные учреждения, которые реализуют те или иные переданные полномочия. Соответственно, деятельность этих подведомственных учреждений должна быть также учтена при формировании плана информатизации.

Возникает логичный вопрос – откуда же специалисты по информатизации (если таковые в министерстве или департаменте имеются) черпают информацию? Ответ очевиден – из должностных регламентов и что более важно из – общения с конкретными должностными лицами соответствующего министерства или департамента. Но заинтересованы ли сами эти должностные лица в четкой регламентации, абсолютной прозрачности и полном автоматизированном контроле своей деятельности? Вопрос представляется нам риторическим.

Другой проблемой являются сроки формирования планов информатизации. В условиях, когда специалистов, занимающихся только информатизацией в министерствах и департаментов крайне мало, а зачастую – вообще нет, качественно выполнить задачу в условиях сжатых сроков крайне сложно, а в условиях корректировки плана информатизации, когда ответственное за информатизацию министерство или департамент рекомендуют уменьшить расходы на половину практически невозможно.

Что же получается на выходе процесса, организовано так, как это описано выше? На выходе мы имеем взаимоотношения между региональным органом власти и аутсорсинговой компанией, основной целью которой является…получение прибыли. На практике это может означать то, что под руководством того или иного структурного подразделения, не всегда заинтересованного в четкой регламентации, абсолютной прозрачности и полном автоматизированном контроле своей деятельности аутсорсинговая компания отрабатывает то ТЗ, которое она получила. При этом, конечно, не приходится говорить о качественном взаимодействии соответствующей системы с другими системами (существующими и теми, которые могут быть созданы позднее), да и о эффективной информатизации вообще…

Все вышесказанное можно свести к ряду конкретных предложений, а именно:

  1. Заданию единых требований к квалификации специалистов, ответственных за информатизацию в региональных министерствах и ведомствах.

  2. Детальную унификацию процессов управления.

  3. Прекращение практики разрозненной информатизации 85 регионов, ведущей к колоссальным бюджетным затратам и, на наш взгляд – затратам не обоснованным.

  4. Создание типовых решений под руководством федерального органа власти (Минкомсвязи) с последующим распространением в регионах на абсолютно бесплатной основе. Права на такие системы должны принадлежать государство и более никому, а их «доработка» для конкретного региона предлагается запретить. Доработка должна осуществляться исключительно в рамках доработки всего универсального программного средства и распространяться в регионы на бесплатной основе как следующая версия программного обеспечения.

Указанные выше предложения полностью соответствуют программе «Информационное общество (2011-2020). Так, например, программой установлены следующие цели:

  • реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации;

  • стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации;

  • гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством1.

Вместе с тем практическая реализация данных целей оставляет значительные возможности для оптимизации.

1 Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.

Просмотров работы: 327